ГлавнаяМедиаАктуальные новостиСотни танкеров, десятки труб: как сейчас устроен российский экспорт нефти и газа

Сотни танкеров, десятки труб: как сейчас устроен российский экспорт нефти и газа

23 января 2025

Громов Алексей Игоревич Главный директор по энергетическому направлению, кандидат географических наук

Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий деловому изданию Forbes о текущей структуре экспорта российской нефти.

Если общий экспорт российской нефти трубопроводным транспортом в 2022 году составлял 80 млн т, то в 2024-м он снизился на треть за счет поставок в Европу и, видимо, составил порядка 53 млн т, рассказывает Алексей Громов. По его оценке, поставки в Европу снизились с 39 млн т в 2022 году до 13 млн т в 2024-м. «В 2022 году 40 млн т направлялось в Китай, — говорит он. — Из них 30 млн т — ВСТО, остальные 10 млн т транспортируются транзитом через Казахстан». Таким образом, в 2022 году поставки в Китай составляли половину российского трубопроводного экспорта нефти, а в 2024-м те же самые 40 млн т составляют примерно 75%, а остальное приходится на систему нефтепроводов «Дружба», точнее, на ее южную ветку — 13 млн т нефти, которые получают Венгрия, Словакия и Чехия, отмечает он.

Громов ожидает, что в 2025 году поставки по восточному направлению — 40 млн т — останутся неизменными.

«А вот по «Дружбе» сокращения будут продолжены, — полагает он. — Сохранятся поставки в Венгрию и в Словакию, но прекратятся в Чехию, которая готова переключиться на получение нефти с альпийского нефтепровода, и с западного направления уйдет примерно 3 млн т, а общий объем экспорта по трубе составит порядка 50 млн т».

Ситуацию с танкерами сложнее спрогнозировать, полагает аналитик.

«Санкционная атака на российские танкеры была масштабной, — говорит он. — В результате треть российского «теневого флота», как сейчас принято говорить, вышла из чата».

Кроме того, добавляет эксперт, США дали отсрочку, и танкеры, загруженные до 10 января, получили возможность разгрузки в портах Индии и Китая до марта. Таким образом, танкеры «теневого флота» активно разгружаются в зарубежных портах, чтобы успеть до вступления в силу ограничительных мер.

Громов полагает, что по итогам 2025 года морской экспорт российской нефти вряд ли станет заметно меньше. 

«Сокращение может быть незначительным, в пределах 10% от объемов грузоперевозок прошлого года, — говорит он. — За это придется платить дополнительными ценовыми дисконтами».

 

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!