Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий изданию Mash о потенциальном влиянии на российский нефтяной экспорт полицейских мер ЕС против проходящих транзитом судов российского «теневого флота».
Задержки судов вряд ли приобретут массовый характер – это скорее попытка «напугать» перевозчиков и повысить стоимость фрахта, а значит – издержки нефтяных компаний, считает Алексей Белогорьев.
У России два ключевых порта на Балтийском море – в Приморске и Усть-Луге Ленинградской области. Через них идет 40-50% отгрузок российской нефти. Если теоретически представить полную блокаду Балтики для РФ, страна может потерять около 40% нефтяного экспорта. Однако, по мнению Алексея Белогорьева, в реальности возможные потери из-за задержек судов не превысят 2-5% от общего объема поставок. В то же время перенаправить это сырье по другим маршрутам не удастся.«Я почти уверен, что ни у кого нет реальной задачи массово задерживать суда с российскими грузами. Есть задача создать неблагоприятный фон, запугать, чтобы снизить предложение фрахта, соответственно, увеличить его стоимость и потенциально снизить объем поставок», - пояснил собеседник Mashnews.
Несмотря на жесткую риторику руководства Евросоюза, эксперты считают полную блокаду судов с российской нефтью невозможной.«Все, что можно, уже перенаправили. На Дальний Восток невозможно перебросить эти объемы, в Новороссийске своих проблем хватает (помимо военных рисков, там много логистических узких мест), по железной дороге тоже не направишь. Так что, если будут перебои, это прямые потери в экспорте и добыче», - считает директор по исследованиям ИЭФ.
По его мнению, вряд ли все страны Евросоюза согласовали бы такой шаг.«Во-первых, это будет явным нарушением международного морского права, а во-вторых, приведет к серьезной эскалации, потому что, по сути, речь будет идти о военной блокаде, а это уже не экономическая санкция, а форма ведения войны. И, соответственно, Россия может ответить, как минимум, формированием военных конвоев для поддержки прохода судов», - пояснил Алексей Белогорьев.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях