Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий изданию «Forbes» о значении и последствиях 14-го пакета санкций ЕС в части мер, направленных против экспорта российского СПГ.
На мировом рынке СПГ сейчас околонулевой баланс спроса и предложения, и немногочисленные новые мощности сжижения с трудом покрывают быстро растущий спрос в Азии, говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев.
По оценке Европейского совета по международным отношениям (ECFR), запрет на реэкспорт российского СПГ через Европу сократит доходы России примерно на €2 млрд в год.«Поэтому заместить российский СПГ в Европе пока просто нечем, — поясняет он. — Такая возможность появится, но не раньше второй половины 2025 года. Запрет на реэкспорт, напротив, может даже способствовать росту импорта российского СПГ — при невозможности перевалки его проще всего будет продать в самой Европе».
«Газпром» эта мера не затронет: экспорт из «Портовой СПГ» идет в основном в Турцию и Грецию и не требует перевалки, а до запуска проекта «Усть-Луга СПГ» еще далеко, да и перевалка в Европе для него неактуальна, отмечает эксперт. «Новатэк», по его мнению, пострадает, если снизятся объемы отгрузок с «Ямал СПГ».
«Но это пока неочевидно, — рассуждает Белогорьев. — Можно назвать это «последним звоночком»: «Новатэку» нужно развивать собственную перевалку в Мурманской области, иначе проблемы с дефицитом флота газовозов для «Арктик СПГ 2» только усугубятся». В ближайшей перспективе компенсировать запрет на перевалку российские производители СПГ могут за счет роста продаж в Европе, отмечает он.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях