Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал изданию «Финансы. Mail.ru» перспективы поставок российского трубопроводного газа в Китай и на другие зарубежные рынки.
Реализация проекта «Сила Сибири» уже несколько лет идет с небольшим опережением графика, рассказал эксперт.
«Даже без учета СПГ, Китай с 2023 года на десятилетия стал крупнейшим покупателем российского газа. Ранее эту роль играли Германия и Турция. В 2024 году на него придется порядка 26% всего российского трубопроводного экспорта, в 2025 году — ориентировочно 32%», — уточнил Алексей Белогорьев.
«В текущих условиях украинский транзит почти безальтернативен для поставок российского трубопроводного газа в Словакию, Австрию, Чехию и Италию», — пояснил аналитик.
Венгрия с конца 2023 года уже целиком переключилась на «Турецкий поток». По мнению эксперта, возможно, хотя и довольно непросто, поставлять через него газ и в Молдавию, используя в реверсном режиме Трансбалканский газопровод — до 2020 года «Газпром» экспортировал по нему газ в Турцию и на Балканы. Используя турецкий транзит в Венгрию, как через Сербию, так и через Румынию, можно теоретически поставлять какие-то объемы газа в Словакию и Австрию, но в пределах 2−3 млрд кубометров в год.
Среди традиционных партнеров «Газпрома», помимо Китая, есть неплохие перспективы роста поставок газа в Узбекистан, Казахстан и после 2027 года в Азербайджан, рассказал аналитик.«Иными словами, в случае полной остановки украинского транзита, российский трубопроводный экспорт в Европу снизится не меньше, чем на 10−12 млрд кубометров в год к уровню 2024 года», — отметил Александр Белогорьев.
По его расчетам, в наиболее благоприятном сценарии поставки российского газа в Иран составят к 2030 года 10−15 млрд кубометров в год, в базовом — не начнутся вовсе.
«Выход на другие рынки сбыта, за пределы указанного географического ареала, возможен только в виде экспорта СПГ», — полагает Белогорьев.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях