Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов (ИЭФ) прокомментировал изданию «РБК» состояние европейского газового рынка в условиях потери украинского газового транзита.
Алексей Белогорьев отмечает, что с 1 февраля «довольно сильно выросли поставки через болгарско-румынскую границу» (Трансбалканский газопровод), а также по газопроводу Яссы — Унгены (граница Румынии и Молдавии). Однако установить происхождение газа, опираясь на данные ENTSOG, сложно. Как сообщил 3 февраля глава второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук, Россия в сложившейся в Приднестровье ситуации оперативно предложила новый механизм гуманитарной поставки газа, а затем свою схему выдвинул Евросоюз.
По оценкам ИЭФ, в 2024 году поставки российского газа на турецко-болгарскую границу выросли на 22% в годовом выражении, до рекордных 14,9 млрд куб. м. Это уже составляет 95% от номинальной мощности европейской ветки «Турецкого потока» и принимающего из него газ «Балканского потока». Суммарная мощность «Турецкого потока» составляет 31,5 млрд куб. м, то есть по 15,75 млрд куб. м на каждую нитку.«В обоих случаях речь шла о газе российского происхождения. Однако оба варианта продолжительное время блокировались молдавской стороной», — заявил он ТАСС.
В январе поставки по «Турецкому потоку» выросли «до небывалых» 45,2 млн куб. м в сутки, или 1,4 млрд куб. м в месяц, что на 2% выше декабря и на 26% выше января 2024-го, оценивают в ИЭФ.
При этом, в отличие от 2022–2023 годов, маловероятно, что рынок ЕС готов к новому сокращению спроса, поскольку потенциал для этого почти исчерпан, говорят в ИЭФ. В то же время цены на газ «не настолько заоблачны, чтобы люди и компании жестко экономили на тепле и электроэнергии». Поэтому складывающаяся потребность в дополнительной закачке еще 19–27 млрд куб. м к будущему отопительному сезону «представляет собой серьезный вызов», который скажется прежде всего на уровне спотовых цен.«То есть «Газпром» уже сейчас использует этот маршрут на уровне, близком к предельно возможному. Дополнительно увеличить поставки можно, только задействовав в реверсном режиме Трансбалканский газопровод и румынскую ГТС и частично загрузив под европейский рынок и вторую ветку «Турецкого потока», предназначенную для внутреннего рынка Турции», — заключает Белогорьев.
«Кроме того, весьма велик риск, что страны ЕС не смогут выполнить норматив по доведению уровня запасов к 1 ноября до 90% от номинальной мощности. Я бы пока ожидал его снижения до 80–85%. Как цепная реакция это создает риски уже для прохождения следующего отопительного периода», — прогнозирует Белогорьев.

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях