Георгий Панаиотов, эксперт Энергетического департамента Института энергетики и финансов прокомментировал газете «ГУДОК» возможное влияние на внутренний рынок возвращения запрета на экспорт бензина.
После введения эмбарго объём экспорта российского бензина железнодорожным транспортом сократится до 7–8 тыс. тонн в сутки, подсчитал Георгий Панаиотов. Для сравнения: в июне по железной дороге экспортировалось в среднем 15 тыс. тонн в сутки.
Одновременно, экстраполируя данные прошлого года на сегодняшнюю ситуацию, Георгий Панаиотов прогнозирует рост поставок бензина железнодорожным транспортом на внутренний рынок. По его расчётам, они увеличатся до 80–82 тыс. тонн в сутки (показатель июня – 70 тыс. тонн в сутки). При этом срок доставки, на увеличение которого в последнее время жаловались нефтетрейдеры, может снизиться на 5–9 дней.«Поддержку экспорту окажут поставки в страны ЕАЭС, Южную Осетию, особенно в Монголию, Узбекистан и Кыргызстан, что стало ключевой тенденцией прошлых запретов», – отмечает аналитик.
Морской экспорт бензина через российские порты продолжится благодаря транзитным поставкам из Беларуси, которые в июле составляют около 8 тыс. тонн в сутки.
В результате ограничений вероятно снижение оптовых цен на бензин, прежде всего на АИ-95. Вчера цена на него на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже побила очередной рекорд, впервые превысив 75 тыс. руб. за тонну. По мнению Георгия Панаиотова, после введения эмбарго рост сперва остановится, а затем начнётся снижение, которое может составить 7–10%.
Эксперт ИЭФ также считает введение запрета на экспорт дизтоплива преждевременным, поскольку в отличие от бензинового рынок дизельного топлива более профицитный и ориентирован на экспорт.