Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению, Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию и Александр Титов, старший эксперт Института энергетики и финансов (ИЭФ) подвели итоги года и поделились ожиданиями на будущее для российской нефтегазовой и угольной отраслей в комментариях деловому изданию Forbes.
Стратегия низкой добычи, которой ОПЕК+ придерживается в последние годы, — это, по сути, единственное, что сегодня предотвращает значительное падение мировых цен на нефть, отмечает Алексей Громов.
«Раньше ОПЕК+ поддерживала цены на высоком уровне, а сейчас удерживает ее от значительного падения, поскольку мы видим, что мировой спрос на нефть начинает постепенно замедляться». По его расчетам, мировой прирост добычи по итогам 2024 года составит 1-1,3 млн б/с главным образом из-за замедления китайской экономики. «Это структурное изменение для мирового нефтяного рынка, — считает Громов. — В ближайшие годы рост китайского спроса на нефть продолжит затухать и уйдет в ноль. На смену Китаю может прийти Индия, которая, по нашим оценкам, будет обеспечивать устойчивый годовой прирост спроса на уровне 200 000−400 000 б/с. Но в целом спрос на мировом рынке будет постепенно снижаться, а предложение будет расти быстрее спроса».
Россия, по мнению Громова, будет всячески поддерживать инициативы ОПЕК+ по ограничению добычи, чтобы поддерживать комфортный для бюджета уровень мировых цен на нефть. Громов полагает, что если цена опустится ниже $70 за баррель, то возникнет угроза понижения западными странами введенного для России ценового потолка и, соответственно, сокращения доходов федерального бюджета.
В 2025 году перед российской нефтегазовой отраслью могут возникнуть новые вызовы, в частности, связанные с приходом к власти в США новой администрации во главе с Дональдом Трампом.
Среди таких рисков Громов называет перспективу снижения ценового потолка на российскую нефть и нефтепродукты.«Пока нельзя сказать, что отношения России с Соединенными Штатами будут выстраиваться легче, чем в последние четыре года, — считает Громов. — Скорее всего, риски дальнейшего ужесточения санкционного давления на Россию возрастут».
По оценке директора по исследованиям ИЭФ Алексея Белогорьева, в 2024 году добыча газа в России могла увеличиться на 7%, или на 45 млрд куб. м к 2023 году, до 682 млрд куб. м, при этом не добирая примерно 80 млрд куб. м до уровня пикового 2021 года.«По-видимому, следует ожидать, что в 2025 году будет прекращен газовый транзит в Европу через Украину и российская газовая отрасль будет окончательно развиваться только в восточном и южном направлениях с сопутствующими издержками, связанными с необходимостью строительства новой инфраструктуры, с более низкими контрактными ценами и фактически завершением эпохи, когда «Газпром» формировал важный центр прибыли для российского бюджета, важный центр доходов, — говорит Громов.
Белогорьев ожидает, что в 2025 году добыча также вырастет, но незначительно, скорее всего, на 2-3 млрд куб. м в год. Резкое сокращение украинского газового транзита будет компенсировано выводом на проектную годовую мощность «Силы Сибири» и увеличением поставок в Центральную Азию, считает он.«Добыча в течение всего года росла на фоне более холодных погодных условий в России и дополнительного импорта со стороны ЕС и Узбекистана, — сказал он Forbes. — Поставки в Китай по «Силе Сибири» также резко выросли — на 8 млрд куб. м год к году, но с ними никаких сюрпризов не происходило, примерно такой рост изначально и закладывался в прогнозы».
Старший эксперт ИЭФ Александр Титов сказал Forbes, что его оценка более близка к оценке Новака, чем МЭА.
Поэтому, по его мнению, в 2025 году за счет низкой базы 2024-го возможен как рост отрасли, так и ее стабилизация на прежнем уровне. По словам Титова, инфраструктурные проблемы с РЖД влияют на экспорт угля гораздо сильнее, чем санкции. А среди основных рисков для российских угольщиков, которые могут привести к сокращению и экспорта, и добычи в 2025 году, Титов называет рост добычи и импорта со стороны Китая. Кроме того, негативно может повлиять рост поставок Индонезией, Австралией и ЮАР, в случае чего российскому углю будет еще сложнее конкурировать. Другой риск — смена приоритета на перевозки угля по РЖД, что может привести к сокращению его вывоза.«Мне кажется, что 2024 год был совсем слабым для российской угольной отрасли, поскольку сошлись и низкие цены на уголь в первой половине года, и обострение проблем с его транспортировкой по сети РЖД во второй», — говорит он.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях