Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал развернутое интервью газете «Новые известия» о первой реакции рынка на введение ценового «потолка» на морские поставки российской нефти, а также о перспективах российского нефтяного экспорта в следующем году.
-Полгода и не без тревоги обсуждался запрет европейцев на покупку российской нефти и введения потолка цен. Как прошли первые пять дней эмбарго?
-Первые пять дней показали, что рынок практически никак на эту ситуацию не отреагировал. Можно сказать, что он ее не заметил. И это объяснимо. Первое объяснение кроется в самих санкционных ограничениях, которые были анонсированы еще в мае в рамках шестого санкционного пакета ЕС.
И надо сказать, что российские нефтяники проявили если не чудеса, конечно, то завидную оперативность в решении проблем с перенаправлением поставок российской нефти на альтернативные рынки.
Поэтому к этому моменту 85% российской нефти, которая направлялась морским способом в Европу, уже в той или иной форме была перенаправлена. В первую очередь это Индия, Китай и Турция. Поэтому ситуация кардинальным образом не изменилась.
-А если нефть опять начнет дорожать?
-Основное влияние, которое мы сейчас наблюдаем, это риски глобальной рецессии. Вот этот вот фактор сегодня затмевает все остальные. Все больше и больше экономических агентств, инвестиционных банков делятся опасениями, что 2023 год может стать годом глобальной рецессии.
Эта глобальная рецессия давит цены на нефть вниз и, естественно, это снижает цены и на российскую нефть. Поэтому мы сейчас наблюдаем такую тенденцию, как снижение доходов бюджета. По итогам ноября доходы российского бюджета от экспорта нефти резко просели. Именно в силу общего снижения мировых цен на нефть.
-Минфин уточнил, что госбюджет в ноябре недополучил 90,2 млрд рублей, но в декабре с лихвой наверстаем.
-Говорить о том, можно или нет наверстать, очень сложно, потому что все зависит от конъюнктуры мировых рынков. Пока складывается ощущение, что если не будет каких-то дополнительных корректирующих воздействий со стороны, к примеру, той же ОПЕК+, то конъюнктура нефтяного рынка будет снижаться. И, скорее всего, снижаться как минимум до Нового года. А вот дальше будем смотреть.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях