Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал редакции отдела промышленности издания «Mash» текущее состояние и перспективы экспорта и внутреннего потребления СПГ в России.
По данным Национальной ассоциации СПГ, в прошлом году Россия отгрузила за рубеж 33 млн тонн сжиженного природного газа, и более чем две трети этого объема обеспечила компания НОВАТЭК. Международные аналитики озвучивают более скромную цифру – 31 млн тонн. По итогам года ожидается прирост производства по сравнению с 2023-м, но большим он не будет – около 2,5-3 млн тонн, считает Алексей Белогорьев.
«Предполагалось, что производство СПГ в России увеличится на 6-7 млн тонн. Так было бы, если бы «Арктик СПГ 2» вел отгрузки в нормальном режиме, с января-февраля, как планировалось, но он начал только в сентябре, и то в очень ограниченном объеме. Непонятно, что будет дальше, потому что летняя навигация по Северному морскому пути практически закончилась, и скоро использовать обычные газовозы будет уже нельзя. Для транспортировки потребуются танкеры ледового класса, которых у «Арктик СПГ 2» по-прежнему нет», - подчеркивает эксперт.
«Сейчас НОВАТЭК и Газпром прилагают огромные усилия для создания собственных технологий, задействованы многие научные институты, чтобы как можно скорее заместить импортное производство танкеров для СПГ, но потребуются годы. Это сложное наукоемкое производство, требующее кооперации множества отраслей. И когда мы сможем получить объем судов, который давно заказан, – большой вопрос», - говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов.
С танкерами арктического класса ситуация особенно сложная – их строят только для России, потому что нигде в мире таких сложных ледовых условий транспортировки СПГ больше нет, напоминает Алексей Белогорьев. Поэтому проблема обеспечения российского рынка таким флотом сохранится надолго – до 2030 года уж точно.
Очевидно, что санкции в отношении российских проектов могут затянуться на неопределенный срок, поэтому сегодня нужно выстраивать новую реальность на мировом рынке СПГ, где будет возможна и востребована торговля подсанкционным газом, чего раньше никогда не было, добавляет аналитик.
К тому же надо учитывать, что уже в 2026 году и далее рынок столкнется с профицитом СПГ, когда предложение превысит спрос.
«Это значит, что новые российские заводы будут вводиться в условиях более жесткой конкуренции, и у потребителей будет возможность выбирать. И что они предпочтут – подсанкционный российский СПГ или новый американский и катарский газ – зависит от двух факторов. Первый – насколько жестко США будут готовы давить на покупателей в плане вторичных санкций (а американцы кровно заинтересованы в выдавливании с рынка российского СПГ, чтобы освободить дорогу собственным заводам!). Второй фактор – на какой дисконт будут готовы пойти наши поставщики, чтобы российский СПГ в таких условиях был конкурентоспособен», - резюмирует Алексей Белогорьев.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях