Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий деловому изданию Forbes о последствиях для России от вступления в силу ценового «потолка» и эмбарго ЕС на морские поставки российских нефтепродуктов с 5 февраля.
Экспорт российских нефтепродуктов снизится примерно на 50% уже в ближайшие две-три недели, полагает Алексей Громов.
После падения экспорта начнется постепенное восстановление, полагает Громов. «Но если в случае с нефтью такое восстановление заняло примерно месяц после вступления в силу эмбарго и потолка на нефть в декабре, то с нефтепродуктами этот процесс пойдет медленнее, поскольку пристроить весь спектр нефтепродуктов на другие рынки будет крайне сложно», — рассуждает аналитик. Для преодоления негативных последствий эмбарго Россия будет наращивать экспорт сырой нефти.«Наши клиенты в предыдущие месяцы закупали нефтепродукты впрок в преддверии эмбарго, — рассказывает эксперт. — Многие закупили с запасом, поэтому им дополнительно наращивать объемы поставок не имеет смысла. По данным на конец января, российский экспорт нефтепродуктов был достаточно устойчивым и держался на уровне 2,3-2,4 млн баррелей в сутки, то есть примерно таком же, который был большую часть прошлого года и раньше». По словам Громова, в конце января, до введения эмбарго, примерно 45-46% объема приходилось на Европу. Из этого объема 55% поставок составляло дизельное топливо и 20% — мазут. «Мазут можно перенаправить, и Россия уже это делает, — говорит эксперт. — Китай закупает наш мазут, который можно использовать в качестве сырья для производства других нефтепродуктов. Дизельное же топливо пока не находит рынков сбыта в достаточных объемах».
Кто в плюсе
Если смотреть на эмбарго и потолки глазами западных стран, то их основная идея очень прагматична: они не хотят, чтобы российская нефть и нефтепродукты уходили с мировых рынков, их главная задача — снизить доходы российского бюджета, отмечает Громов.
Алексей Громов считает, что Европа будет забирать больше нефтепродуктов в первую очередь из стран Ближнего востока и Индии, какую-то поддержку ей в пределах своих возможностей окажут США.«По нефти мы это уже видим: экспорт восстановился до рекордных значений лета прошлого года, но доходы от него уменьшились, — говорит эксперт. — Эти санкции, к сожалению для нас, на данный момент работают. Поэтому я уверен, что европейцы будут поддерживать систему свопов с той же Индией и закупать больше индийских нефтепродуктов, закрывая глаза на поставки в Индию российских нефтепродуктов, лишь бы та смогла бы восполнять выпадающие объемы».
«Это перераспределение в мировой торговле не будет оптимальным, — отмечает эксперт. — И в первую очередь не оптимальным для России — мы будем терять в доходности от наших нефтепродуктов. Европа будет получать нефтепродукты из Индии, которые с учетом транспортного плеча будут поставляться по более высоким ценам, чем из России. В выигрыше окажутся США, которые смогут увеличить экспорт нефти и дизельного топлива, и Индия. Также в определенном выигрыше будут страны Персидского залива, у которых никогда не было особых проблем с тем, куда направить нефтепродукты, а теперь у них появятся дополнительные возможности».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях