Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению и Сергей Кондратьев, заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов прокомментировали интернет-порталу «Газета.ru» возможности западных стран обойтись без российской нефти и газа.
Нефть
Возможных претендентов на замещение России на нефтяном рыке в мире немного. С большими оговорками среди них можно назвать три — США, Венесуэла и Иран. Однако Каракас и Тегеран уже продолжительное время находятся под плотным покровом международных санкций, подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
По его словам, Россия с учетом санкционного давления Запада из-за военной спецоперации на Украине серьезно сократила объемы поставок нефти. Но даже при таком раскладе у США, Венесуэлы и Ирана остается крайне мало шансов заместить Москву к декабрю 2022 года.
Среди ведущих нефтяных экспортеров есть еще три ближневосточные страны, которые при желании могли бы в совокупности увеличить мировое предложение нефти на несколько миллионов баррелей в сутки. Это Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, добавил он.«Объемы экспорта российских нефтепродуктов до недавнего времени оценивались примерно в 7,3-7,6 млн баррелей в сутки. Ситуация вокруг Украины привела к их сокращению на треть — на 2,5 млн баррелей. Полное же эмбарго моментально подтолкнет биржевые цены на нефть выше $150 за баррель», — предостерег Громов.
Трубопроводный газ«Проблема в том, что все три государства входят в ОПЕК+. Текущий уровень ежемесячного увеличения добычи на 400 тыс. баррелей в сутки их полностью устраивает. Тем более, ряд стран, включая Россию, с трудом справляются с выполнением нынешних квот. Демарш одного из участников сделки автоматически поставит под сомнение существование всего соглашения», — резюмировал Громов.
Заместить трубопроводный экспорт российского газа будет невозможно — в мире попросту нет достойных альтернатив. Все ведущие мировые поставщики уже работают на износ. Из новых проектов можно выделить только газопроводы Midcat и Baltic Pipe. Первый должен увеличить поставки топлива в Испанию из Алжира и Марокко. Второй соединит подводной трубой Норвегию с Польшей и страны Балтии с Финляндией, отметил старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Не лучше выглядят и экспортные перспективы Нидерландов, где находится крупнейшее газовое месторождение ЕС — Гронинген. С началом его разработки в 1963 году суммарные мощности оценивались в 2,9 трлн газа. На данный момент объект находится под угрозой закрытия, подчеркнул Кондратьев.
СПГ
СПГ — единственный сырьевой сектор, который может частично потеснить российский газовый экспорт. Здесь очень многое будет зависеть от США и Катара — именно эти страны в ближайшее время могут нарастить поставки сжиженного топлива за рубеж, подчеркнул Громов.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях