Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий деловому изданию Forbes о решениях правительства по стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке.
Идея уполовинить демпфер была плохой для рынка, считает он. При этом, аналитик отмечает, что еще в начале 2023 года идея о сокращении демпфера на 50% выглядела разумной. На тот момент российская нефть сорта Urals торговалась с большим дисконтом по отношению к эталонной североморской Brent, и власти искали дополнительные источники пополнения бюджета. К тому же дефицита на рынке топлива не наблюдалось, цены на дизель на мировых рынках держались в нормальных диапазонах. Но уже летом, продолжает Громов, цены на топливо начали расти и было понятно, что принимать демпфер в том варианте, в котором он был принят с сентября, нельзя.«Решение в том формате, в котором оно преподносится — а мы пока не видели соответствующих постановлений правительства — выглядит очень взвешенным и разумным», — говорит Алексей Громов.
Размер штрафных санкций для перекупщиков разумный, считает Громов из Института энергетики и финансов.
Разрешение экспортировать дизель по трубопроводам тоже логично, говорит Громов. Регуляторам проще отслеживать отгрузки по трубопроводному транспорту, рассуждает он, поэтому властям будет проще отследить, исполняет ли экспортер требование по продаже на внутреннем рынке больше 50% произведенного топлива. Да и само по себе это требование — правильное решение, добавляет эксперт.«С «серым» экспортом бороться действительно сложно, — говорит он. — Была идея создать список квалифицированных экспортеров, ввести лицензирование, но это сложно. Это долгий бюрократический процесс, в котором остаются лазейки для коррупции. А вот поставить реальную заградительную пошлину для перекупщиков — правильное решение».
Алексей Громов считает, что эффект мер, озвученных правительством, несмотря на их логичность, может появиться не сразу, либо даже оказаться смазанным.
«Существенная статья нашего экспорта приходится на средние дистилляты, топочный мазут, — напоминает собеседник Forbes. — Правительство давало уточнение, что под запрет средние дистилляты не подпадают. Поэтому надо посмотреть, сохранится ли высокий спрос на их поставки на экспорт. У нефтеперерабатывающих заводов ограниченные рабочие мощности, поэтому, если они загружают их для производства средних дистиллятов, а не дизельного топлива или бензинов, то в стране может опять создаться напряжение с дизелем и бензинами».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях