Сергей Кондратьев дал комментарий изданию «Газета.ру» о перспективах поставок российской нефти в страны ЕС.
Кейсы Vitol и индийской Oil Corporation на самом деле сильно разнятся, подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. В то же время и европейская, и индийская компании, по его мнению, не рискнут полностью отказаться от российского сырья, несмотря на его «токсичность».
«История с отказом индийской Oil Corporation от закупки российской Urals — единичный случай, ни в коем случае, не тенденция. Тем более под раздачу попали и другие сорта, включая Das, Eugene Island, Thunder Horse. Местным НПЗ нужна была низкосернистая нефть. Со стороны отказ Индии выглядит как политический жест, однако на деле все намного прозаичнее», — предположил аналитик.
а фоне возможных нефтяных ограничений, которые могут войти в шестой санкционный пакет ЕС против России, единственной реальной возможностью для Москвы удержать высокий спрос на марку Urals станет увеличение скидки на нее. По мере усиления санкционного давления Запада на Москву дисконт может вырасти на несколько десятков процентов, предположил Кондратьев.
«Уже сейчас Urals предлагается зарубежным контрагентам со скидкой почти $35 к Brent. Дисконт к индийской корзине, смеси местных сортов, составляет больше $30 за баррель. Для Нью-Дели российская нефть в любом случае останется в приоритете в среднесрочной перспективе», — пояснил эксперт.
Он добавил, что, если ЕС все-таки решится ввести серьезные ограничения на нефтяную торговлю с Россией, вплоть до эмбарго, наши компании будут вынуждены еще больше увеличить дисконт. Эта мера поможет сохранить ключевые позиции Индии и Китая в российском нефтяном экспорте.
«При биржевых котировках марки Urals $70 и стоимости Brent выше $100 российский бюджет, конечно, теряет миллионы долларов в сравнении с обычными скидками нашего сорта к североморскому $1-2 за баррель. Однако при текущем раскладе Россия может компенсировать убытки, резко нарастив объемы экспортной нефти в Азию», — отметил Кондратьев.
По его словам, в случае европейского эмбарго на нефтяную торговлю с Россией, дисконт марки Urals может достигнуть немыслимых ранее $40-50 к баррелю Brent.
Как это отразится на российском экспорте
Несмотря на скидку (почти 30%) для Urals, в начале марта 2022 года совокупный экспорт нефти и нефтепродуктов из России сократился на 31,8% — на 2,5 млн баррелей в сутки.
В то же время в Международном энергетическом агентстве (МЭА) предрекли еще больший спад для российского сырьевого экспорта уже в апреле — на уровне 3 млн баррелей в сутки, рассказали «Газете.Ru» в Институте энергетики и финансов.
Однако, по словам Кондратьева, даже с учетом нынешней негативной репутации российской нефти западные контрагенты могут в дальнейшем воспользоваться определенной «лазейкой» для обхода торговых ограничений с Москвой.
«Конечные потребители в Европе без проблем смогут найти других трейдеров кроме Vitol, которые согласятся продавать им российскую нефть. У того же «Лукойла» есть швейцарская «дочка» Litasco.
По схожему пути могут пойти и другие крупные сырьевые компании. В глазах европейских контрагентов такой способ покупки нефти будет менее «токсичным», чем прямые торговые контакты с Москвой», — объяснил Кондратьев.
Такой способ поможет обойти потенциальные санкции, ведь сырье будет закупаться в ЕС через трейдеров, находящихся в зоне влияния европейской юрисдикции. В итоге подобный вариант торговли поможет Москве частично компенсировать экспортный сырьевой спад, а европейцам — сохранить ключевого нефтяного поставщика, заключил аналитик.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях