Михаил Ершов, главный директор по финансовым исследованиям, руководитель Департамента финансового анализа Института энергетики и финансов дал комментарии о взаимосвязи повышения ключевой ставки и инфляции для Столыпинского клуба (Дайджест новостей экономики).
Центробанк опубликовал исследовательскую работу «Процентные расходы российских компаний». ЕЕ авторами выступили специалисты департаментов ДКП, исследований и прогнозирования ЦБ, а также его Уральского главного управления. В исследовании опровергается тезис оппонентов ЦБ о том, что высокая ключевая ставка разгоняет инфляцию.
Комментарий эксперта:
М.В. Ершов, д.э.н., директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов
Сначала скажем, что результаты моделей должны в целом использоваться осторожно. Мы помним, что глобальный ипотечный кризис не был предсказан, хотя и были мощные модели, которые разрабатывались ведущими экономистами, включая нобелевских лауреатов. Мы также помним, что решения на основе моделей принимались в крупных фондах, но это привело к многомиллиардным потерям. Поэтому приоритетным должен быть здравый смысл, а не расчеты в моделях.
Банк России в целом не отрицает, что повышение ставки ведет к росту уровня цен: «при сложившемся уровне ставок по кредитам бизнесу их увеличение на 1 п.п. может привести к росту уровня цен в экономике на 0,26 процентного пункта». То есть связь очевидно существует.
Для потребительского спроса важна не только динамика цен. Но важен и их абсолютный уровень. Ведь, если масштаб цен уже достиг высоких значений, это может тормозить спрос и, как следствие, рост экономики. Хотя сама инфляция и будет низкой.
В целом нужно помнить, что цены в экономике снижаются крайне тяжело. А растут легко и быстро. Сохранение высоких ставок в течение длительного периода приведет к росту уровня цен в стране. Потом снижать цены будет очень трудно, и в итоге еще больше увеличится отрыв между спросом и предложением. Этот вопрос уже очень актуален.
Поэтому повышение ставок, направленное на решение текущих проблем, одновременно формирует и долговременную системную проблему. Снижение процентных ставок после длительно высоких значений не вернет цены в первоначальное низкое состояние. А это означает, что наша экономика будет жить в условиях более высокого уровня цен со всеми вытекающими из этого последствиями.
Кроме того, ЦБ пишет, что «значительная часть нефинансовых компаний в России вовсе не несет процентной нагрузки». Но ведь это означает, что немалая часть компаний (которая, по оценкам ЦБ, формирует почти треть выручки нефинансовых компаний) не может себе позволить привлекать кредиты. И их развитие все больше опирается на собственные средства. Невозможность привлечь кредиты очевидно сужает их потенциал.
Кроме того, необходимо понять, как оперировать таким важным монетарным рычагом как ставка, когда в инфляции содержится большая доля немонетарного компонента. Было бы интересно узнать оценки ЦБ по составу инфляции с точки зрения монетарной и немонетарной частей. Это позволит более точно применять необходимые рычаги, не создавая проблем для других сфер. Важно оперировать более тонкими инструментами, т.к. иначе высокими ставками можно задавить не только инфляцию, но и рост экономики.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях