Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий еженедельному журналу «Профиль» о перспективах использования «теневого» флота для обхода западных санкций в отношении экспорта российской нефти.
Российский «теневой флот» может насчитывать порядка 600 судов, или 10% от мирового количества крупных танкеров, написал Bloomberg.
По версии Алексея Громова, называемый в СМИ размер «теневого флота» вполне «соответствует ожиданиям». Но это не значит, что все 600 судов в той или иной форме принадлежат России. Владельцами танкеров могут быть компании из Объединенных Арабских Эмиратов и других стран Ближнего Востока. Значительная часть судов (в основном супертанкеры и танкеры класса VLCC), вероятно, принадлежит Китаю, некоторое количество – индийцам. Часть этого флота, по словам эксперта, прежде занималась перевозкой иранской нефти, но теперь они переключились на российское сырье, поскольку отечественные компании предлагают более выгодные условия.
Перевалка может осуществляться в открытом океане вне всяких юрисдикций, например, в районе Азорских островов. «При соблюдении мер предосторожности это не более опасно, чем наливать нефть или нефтепродукты в портах», – уточнил Алексей Громов. Правда, именно данный пункт, по его словам, сейчас используется ограниченно из-за нестабильных погодных условий и частых штормов. Поэтому чаще для перевалки выбираются зоны в Средиземноморье, например, воды близ портов Сеута и Каламата. Первый расположен на северном побережье Африки и находится под юрисдикцией Испании; второй – в Греции. При этом формально международное право не нарушается, поскольку танкеры остаются вне территориальных вод указанных стран.
Но возникает вопрос, как в эпоху спутников и тотальной слежки можно сохранить в тайне подобные операции, тем более что танкер – не песчинка. По словам Громова, способов хватает. Суда могут отключать транспондеры и прочие средства объективного контроля, размещенные на борту. Причем транспондер достаточно выключить лишь на время перекачки российской нефти, «затем его снова можно включить и идти куда нужно». Данная уловка практикуется много лет при торговле иранской нефтью: есть танкер, он везет нефть, но доказать ее происхождение формально нельзя.

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях