ГлавнаяМедиаАктуальные новостиТени над потолком: как "тайный флот" позволяет России уходить от западных санкций

Тени над потолком: как "тайный флот" позволяет России уходить от западных санкций

13 марта 2023

Громов Алексей Игоревич Главный директор по энергетическому направлению, кандидат географических наук

Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий еженедельному журналу «Профиль» о перспективах использования «теневого» флота для обхода западных санкций в отношении экспорта российской нефти.

Российский «теневой флот» может насчитывать порядка 600 судов, или 10% от мирового количества крупных танкеров, написал Bloomberg.

По версии Алексея Громова, называемый в СМИ размер «теневого флота» вполне «соответствует ожиданиям». Но это не значит, что все 600 судов в той или иной форме принадлежат России. Владельцами танкеров могут быть компании из Объединенных Арабских Эмиратов и других стран Ближнего Востока. Значительная часть судов (в основном супертанкеры и танкеры класса VLCC), вероятно, принадлежит Китаю, некоторое количество – индийцам. Часть этого флота, по словам эксперта, прежде занималась перевозкой иранской нефти, но теперь они переключились на российское сырье, поскольку отечественные компании предлагают более выгодные условия.

Перевалка может осуществляться в открытом океане вне всяких юрисдикций, например, в районе Азорских островов. «При соблюдении мер предосторожности это не более опасно, чем наливать нефть или нефтепродукты в портах», – уточнил Алексей Громов. Правда, именно данный пункт, по его словам, сейчас используется ограниченно из-за нестабильных погодных условий и частых штормов. Поэтому чаще для перевалки выбираются зоны в Средиземноморье, например, воды близ портов Сеута и Каламата. Первый расположен на северном побережье Африки и находится под юрисдикцией Испании; второй – в Греции. При этом формально международное право не нарушается, поскольку танкеры остаются вне территориальных вод указанных стран.

Но возникает вопрос, как в эпоху спутников и тотальной слежки можно сохранить в тайне подобные операции, тем более что танкер – не песчинка. По словам Громова, способов хватает. Суда могут отключать транспондеры и прочие средства объективного контроля, размещенные на борту. Причем транспондер достаточно выключить лишь на время перекачки российской нефти, «затем его снова можно включить и идти куда нужно». Данная уловка практикуется много лет при торговле иранской нефтью: есть танкер, он везет нефть, но доказать ее происхождение формально нельзя.

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!