Мне кажется, последний рост цены на нефть основан на ожиданиях. Такова текущая специфика функционирования рынка нефти: он строится на ожиданиях ближайшего будущего. На финансовые рынки пришли хорошие новости, связанные с Грецией, с ситуацией в еврозоне — это тот фактор, который стабильно является источником риска для мировой экономики. Но что на самом деле будет происходить в европейской экономике и как это отразится на ценах на нефть, это вопрос, который после воскресных выборов в Греции явно не прояснился. Сейчас настроение на рынках оптимистичное. Но снижение со 120 до 100 долларов за баррель, которое в мае—июне так всех испугало, связано с опасениями по поводу замедления роста мировой экономики. Замедление роста означает, что спрос на топливо будет увеличиваться не так быстро, как ожидалось, что приведет к снижению цен. Да, мне кажется, существует достаточно большая вероятность, что цены будут снижаться.
Уровень в 80 долларов за баррель, о котором многие говорят и который многие аналитики называют некоей нижней точкой, связан с ожиданиями последующего изменения политики ОПЕК. Чтобы поддержать цены на нефть, картель будет достаточно резко снижать квоты на добычу. В первую очередь, это является политикой Саудовской Аравии, выступающей как swing producer: производитель, который реально может в больших пределах за короткое время изменять уровни добычи нефти, выступать замыкающим производителем на рынке и оказывать достаточно сильное влияние на цены на нефть. Министр энергетики Саудовской Аравии выступал с заявлениями о том, что они считают уровень цен в переделах 80–90 долларов за баррель справедливым, который отражает долгосрочное равновесие на рынке нефти. В связи с этим они готовы сдерживать этот уровень, в том числе, с помощью механизма изменения квот, то есть фактического снижения уровня добычи.
Я считаю правильным решение правительства России консолидировать бюджет в случае падения цены на нефть. Нельзя сказать, что вероятность такого сценария очень высока, но она существует. Что будет происходить в этом случае, пока не понятно, потому что поправки в федеральный бюджет, которые внесли в мае и которые были одобрены сейчас, исходят из прогнозной цены на нефть на 2012 год в 115 долларов за баррель. Предполагалось, что в бюджете на следующий год будет использован уровень цен в 100 долларов за баррель, что тоже довольно много. Нефтегазовое доходы составляют более половины доходов федерального бюджета, соответственно, любое изменение цены на нефть достаточно серьезно отражается на общих доходах бюджета и на возможностях государства распределять расходы. Поэтому необходимо возвращаться к консервативному бюджетному планированию и исходить из достаточно консервативных предпосылок по поводу цены на нефть, потому что, по сути, опыт и вся мировая практика показывают, что никто не в состоянии прогнозировать достаточно точно цены на нефть на длительную перспективу. Это практически невозможно. Верить в то, что министерство финансов или министерство экономического развития могут точно спрогнозировать цены на нефть, что эти цены будут устойчивы и постоянно расти, в обозримой перспективе нерационально.
«Тенденция снижения цен на нефть требует возвращения России к консервативному бюджетному планированию», Центр энергетической экспертизы
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях