ГлавнаяМедиаАктуальные новостиСанкции без санкций: Европа снижает покупки СПГ Новатэка по-тихому

Санкции без санкций: Европа снижает покупки СПГ Новатэка по-тихому

06 марта 2024

Громов Алексей Игоревич Главный директор по энергетическому направлению, кандидат географических наук
Белогорьев Алексей Михайлович Директор по исследованиям и развитию

Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению и Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировали изданию «Новые известия» перспективы отказа стран ЕС от импорта российского СПГ и транзита российского трубопроводного газа через Украину.

В 2023 году российские поставки СПГ в Европу составили около 13%. Распределение мест в топе поставщиков — на первом месте США, на втором Катар — говорит о том, в чьих интересах лоббируется запрет. В первую очередь, американские компании вытесняют российский сжиженный газ. Но ситуация неоднозначная.

Особую позицию по российскому СПГ занимает Франция. Французская «Тоталь Энерджи» участвует в обоих проектах Новатека как на Ямале, так и в Арктике. В случае запрета компании придется списывать многомиллионные убытки, говорит Алексей Громов:

— Французы хорошо зарабатывают на проекте «Ямал СПГ». Там действуют долгосрочные контракты. Все рестрикции, если они будут скопом объявлены на весь российский СПГ, обернутся прямыми убытками, в первую очередь, для французской компании, которая находится и в структуре акционеров проекта, и является одним из основных потребителей его продукции.

Директор по исследованиям и развитию ИЭФ Алексей Белогорьев так описывает расклад:

— Для «Ямал СПГ», если мы говорим про НОВАТЭК, ключевую роль играют четыре крупных импортёра — Нидерланды, Бельгия, Франция и Испания. В прошлом году эти страны согласовали решение, что никакой общей позиции у ЕС не будет, никакого общего эмбарго не будет, а каждая страна будет решать самостоятельно, когда ей отказываться от российского газа. Единственное, был предложен механизм, который согласовали в декабре, путём введения ограничения на допуск к инфраструктурным объектам. В данном случае — терминалы. Суда с российским газом не смогут заходить на эти терминалы и разгружаться в портах данной страны. Это косвенный запрет на импорт.

Самой неопределенной ситуация остается с заводом «Арктик СПГ-2». Контракты по отгрузке продукции и поставке танкеров не исполняются, но и не отменяются. Компания объявляла, что первые отгрузки начнутся в феврале. Зима прошла, а Новатэк хранит молчание, время от времени появляются сообщения, которые мало проясняют положение, говорит Алексей Громов:

— Мы знаем о том, что проект запущен, производственные мощности готовы, тестовое производство и первые партии СПГ были произведены на этом проекте. А вот есть ли оттуда коммерческие поставки, мне неизвестно. Честно говоря, НОВАТЭК бы об этом сообщил. Таких сообщений пока нет. Мне кажется, что проект, с коммерческой точки зрения, пока ещё не запущен. Исходя из этого косвенно можно предположить, что проблемы, о которых мы сейчас рассуждаем и рассуждали ранее, пока ещё не решены.

Более всего участников консорциума — японские компании — беспокоят вторичные санкции, под которые они могут попасть, если поставят «Арктик СПГ-2» ледовые газовозы. И решают эту проблему не в Токио, а в Вашингтоне.

— Контракты не расторгнуты, но их юридический статус не вполне ясен, тем более, что ряд японских компаний вроде бы подавали в администрацию США заявки на исключение из-под действия санкций, но какое там бюрократическое продвижение — непонятно, — подтверждает Алексей Белогорьев.

Танкеры и опасный 2025 год

В прошлом году Новатэк уже тестировал поставки СПГ Китаю, но до регулярных рейсов далеко. И не факт, что его ждут в Поднебесной, скорее, можно говорить о Юго-Восточной Азии, указывают эксперты. Продавать продукцию можно, но растут издержки. Во-первых, азиатские покупатели потребуют — и получат — дисконт. Во-вторых, доставка увеличится в три раза.

«В стоимости мы будем проигрывать. Это первое. А второе — вся та же проблема с газовозами лишь обострится, потому что из Обской Губы, от Ямала до Европы — 10 суток плыть, а до Индии или Китая — 30 суток. Один и тот же груз, одно судно будет доставлять в три раза дольше. То есть, нужно больше судов, а их не хватает даже для поставок в Европу. Логистически наши заводы построены под Европу, туда самое короткое транспортное плечо, и в условиях дефицита газовозов это основной рынок. Я не могу сказать, что наши заводы готовы к эмбарго стран ЕС. Все понимают, что этот риск очень высок, как-то готовятся. Но это очень тяжело», — не скрывает скепсиса Алексей Белогорьев.

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!