Алексей Белогорьев, заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий изданию «Давыдов.Индекс» о том, можно ли рассматривать проект «Сила Сибири – 2» как замену сокращению поставок российского газа в Европу:
«Самое очевидное отличие этих трубопроводов в том, что «Северный поток-2» уже построен и может быть запущен хоть завтра, если будет сертификация. А «Сила Сибири-2» в лучшем случае может быть запущена в 2029-2030 году, то есть это точно не способ решения текущих проблем газовой отрасли. Кроме того, тут нужны значительные инвестиции.
Хотя надо признать, что резкое падение поставок в Европу из Ямало-Ненецкого округа обеспечивает ресурсную базу с точки зрения добычи газа. Если бы не это, в нее тоже пришлось бы вкладывать инвестиции. Когда проект «Сила Сибири-2» изначально разрабатывался, в том районе, откуда планировали брать газ, не было 50 миллиардов кубометров газа – требовалось проводить разведку, разрабатывать месторождения и так далее. Все это достаточно дорого. А за счет падения поставок в Европу свободные мощности возникли, и это означает, что именно в части разведки и добычи инвестиции будут не такими большими.
Но в любом случае это большие деньги, поскольку нужно строить инфраструктуру. Там есть отдельные участки, которые можно использовать, но их нужно сильно расширять, а на большей части территории нужно строить. А это огромное расстояние – нужно ведь с северо-запада Сибири протянуть газопровод до Монголии. Не думаю, что оценки, которые там делал «Газпром» в предыдущие годы в части инвестиций, вполне реалистичны. Скорее всего, затраты будут выше, и это следует иметь в виду. Кроме того, в рамках этого проекта существует ряд давно известных проблем.
Первая из них – это монопсония, то есть зависимость от одного покупателя. В Европе было много покупателей – только сейчас Еврокомиссия пытаются продвигать там идею единой закупочной платформы для всех стран, а до сих пор у «Газпрома» там было более 20 крупных клиентов. И с ними компания договаривалась по отдельности. А в случае «Силы Сибири-2» у нас в покупателях есть только Китай. Ну, и очень небольшой рынок Монголии, который буквально может только зародиться. Причем он и в долгосрочной перспективе по емкости не превысит 4-5 миллиардов кубометров.
А Китай, как известно, очень сложный переговорщик, который достаточно умело добивается минимальных цен. Так что мы получаем необходимость масштабных инвестиций со стороны «Газпрома» для строительства газопровода через половину Евразии по территории России – при весьма невысокой рентабельности поставок. Цена поставок газа может быть даже в разы ниже, чем в текущих поставках в страны ЕС по долгосрочным договорам – где-то на уровне 200-250 долларов вместо 600. А затраты на транспортировку будут больше. Да, возможно, там будет более эффективные компрессорные станции, но в самом лучшем случае затраты будут сопоставимы с затратами, которые сейчас есть при транспортировке до Германии.
Поэтому с точки зрения экономики газовой отрасли и России в целом Китай – существенно менее выгодный рынок, чем Европа. Но, в сущности, большого выбора у нас тут нет. Альтернативой поставкам газа в Китай может быть разве что строительство крупных СПГ-заводов, которые будут брать газ из единой системы газоснабжения. Собственно, в сентябре «Газпром» уже запускает завод СПГ около около компрессорной станции «Портовая», но это небольшой проект. А нужно строить крупные заводы, и не один. Только тогда «Сила Сибири-2» может не потребоваться».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях