Марсель Салихов, президент Института энергетики и финансов и Александр Титов, руководитель исследований нефтяного рынка прокомментировали изданию «Новые известия» отмену запрета на экспорт бензина.
Марсель Салихов напоминает, что экспорт для компаний по-прежнему более выгоден, чем продажа на внутреннем рынке даже с учетом демпфера:— Было принято решение временно разрешить экспорт до начала сезона отпусков. Кроме того, помимо массовых поездок в отпуск, в июле–августе начинается подготовка к плановым ремонтам НПЗ. Правительство пытается попасть в циклы, угадав их. Но это всегда очень сложно, особенно, в текущей ситуации. Поэтому и получается такая комичная картина — то запрет вводится, то его отменяют.
Рынку очень сложно планировать свои действия, это не очень позитивно влияет, но правительство, видимо, старается угадывать и сохранять баланс, чтобы и НПЗ не страдали, и цены не росли, так как это всегда очень чувствительно. Эффективность от таких решений сложно оценить. Если происходят колебания — то вывозим, то запрещаем, значит, не получается попадать, — рассуждает Александр Титов.
На самом деле, демпфер - это компенсация производителям за то, что они не гонят бензин и дизель за границу, а продают его на внутреннем рынке за нормальные деньги. Однако для нефтяных компаний внутренний рынок, несмотря на доплаты, остается менее интересным, чем экспорт, говорит Марсель Салихов:— Я думаю, что правительство хочет посмотреть, какая будет реакция, как с точки зрения цен, так и с точки зрения доступности на внутреннем рынке. Если все будет более или менее нормально, произойдет постоянная отмена, хотя бензина экспортируется не так много. Открытых данных по запасам нет. Скорее всего, компании сообщают в Минэнерго и правительство напрямую, поэтому сложно судить, насколько произошло затоваривание бензином. Но так как хранение ограничено, может быть, разрешили вывезти какие-то объемы с тем, чтобы рынок не дестабилизировать.
— Демпфер не полностью компенсирует разницу между поставками на внутреннем рынке и на экспорт, а только на две трети. Даже когда правительство вернуло демпфер в полном объеме, все равно разница полностью не компенсируется, только две трети экспортного нетбэка и поставок на внутренний рынок.
Выплачивают демпфер не всегда, а только до определенной цены. Несмотря на то, что нефтянка платит больше всех налогов — 78% от поступлений — это бизнес высоко маржинальный, поэтому энергетические власти пытаются получить свою долю за извлекаемые запасы.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях