Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий интернет-порталу «Газета.ру» касательно рисков увеличения стоимости бензина в России к концу 2021 года.
Паникерские настроения
Губернатор Камчатки Владимир Солодов заявил о «галопирующих» темпах стоимости бензина в России. По его словам, негативная тенденция развивается по всей стране. Для исправления ситуации Солодов даже обратился в Федеральную антимонопольную службу с целью проведения проверки крупнейших нефтетрейдеров.
По словам Алексея Громова, сценарий резкого взлета цен на бензин в России сейчас практически невозможен из-за структурных особенностей ценового формирования на внутреннем рынке.
Логистическая специфика«В России налоги и топливные акцизы составляют 70% стоимости бензина. Только 7-8% цены зависят напрямую от роста мировых нефтяных котировок. Поэтому угрозы «галопирующих» скачков цен на бензин я не вижу. Однако к концу декабря возможен относительный рост топливной стоимости до 50-51 рублей за литр основных марок», - отметил Громов.
Эксперт добавил, что высказывание губернатора Камчатки оправдано с точки зрения специфики Дальнего Востока. Он по-прежнему остается проблемным регионом России, учитывая географическую удаленность от основных нефтеперерабатывающих заводов. В итоге логистические издержки напрямую включаются в завышенную стоимость бензина для конечных потребителей. В то же время перекладывать этот фактор на всю остальную территорию страны было бы ошибочно, заключил Громов.
Демпфер придется пересматривать«Камчатка — регион, куда топливо доставляется извне. Важно понимать, что за счет этого там могут вырасти транспортные издержки. Однако это проблема касается в основном отдаленных российских территорий, к которым можно отнести и Хабаровский край с Приморьем. В рамках же всей страны роста цен на бензин к концу декабря стоит ожидать в пределах инфляции»,— объяснил представитель Института энергетики и финансов.
По мнению Громова, российский внутренний рынок в настоящее время находится в более безопасном положении, чем рынок США. Американские рекорды топливной стоимости (в октябре внутренние цены на бензин в Штатах достигли семилетнего пика $3,22 за галлон – «Газета.Ru») во многом связаны с жесткой привязкой внешних нефтяных котировок. В России же стоимость бензина искусственно контролируется государством, что защищает внутренние цены от резких скачков.
«В России стоимость сырья составляет менее 10% от конечной цены бензина на внутреннем рынке. К тому же у властей есть демпферный механизм. В экстренном случае можно использовать и экспортный запрет, однако он только охладит конкуренцию среди ключевых поставщиков в долгосрочной перспективе, ведь при заниженных ценах стимул вкладываться в нефтепереработку резко уменьшится», — заключил эксперт.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях