Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов прокомментировал интернет-порталу «Нефть и Капитал» перспективы увеличения спроса на российскую нефть на китайском рынке.
Алексей Громов рассказал, что КНР официально поставила цель — довести объемы нефтепереработки Поднебесной до 1 млрд т нефтепродуктов в год. Учитывая тот факт, что по итогам 2022-го года максимальная мощность нефтепереработки в КНР увеличилась почти до 920 млн т в год, страна уверено идет к этой цели. При этом большего Пекину не нужно.
«Все понимают, что достигнув отметки в 1 млрд т нефтепродуктов в год, отрасль в КНР остановит увеличение мощностей, которое длилось почти десять лет. Почему в таких условиях не позволить экспортировать больше топлива? Вполне возможно, что власти КНР держат в уме ситуацию на Ближнем Востоке. Если вдруг там произойдет эскалация конфликта, чего полностью исключать, к сожалению, ни в коем случае нельзя, то могут возникнуть перебои поставок черного золота из региона. В таких условиях Китаю лучше иметь запас нефтепродуктов на своей территории. Вдруг возникнет дефицит нефти, тогда эти резервные нефтепродукты пригодятся для внутреннего рынка.
Спрос на нефть со стороны китайских НПЗ в IV квартале будет руководствоваться запросами внутреннего рынка Поднебесной. На РФ это, конечно, повлияет, но не стоит сгущать краски. Российские сорта являются наиболее востребованными по физико-химическим параметрам для нефтепереработки Китая. В этом плане с ней могут хорошо конкурировать иранская и саудовская нефть. Вопрос лишь в том, кто сможет предложить лучшую для китайских НПЗ цену. Мне кажется, первой из такой борьбы выпадет именно Саудовская Аравия, которая привыкла торговать черным золотом в КНР по рыночным ценам, а иногда и с премией. Сейчас Saudi Aramco обещает, что сохранит цену на свою нефть для азиатских покупателей. Это уже следует считать достижением. А вот Иран и РФ могут дисконты увеличивать.
Кстати, Тегеран с начала 2023 года существенно нарастил объемы поставок в Поднебесную, поэтому именно с ним Москве и придется сильнее всего бороться на рынке. Однако я считаю, что у РФ есть гибкость в этом вопросе, если речь идет о поставках нефти по морю. Российские сорта хорошо представлены на рынке КНР, вытеснить их крайне трудно. Что же касается трубопровода (около половины экспорта нефти из РФ в Китай идет по нефтепроводу „Восточная Сибирь — Тихий океан“ и по нефтепроводам с транзитом через Казахстан), торговля российским сортом ВСТО будет проходить в соответствии с долгосрочным контрактом», — отметил эксперт.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях