Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению и Сергей Кондратьев, заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов прокомментировали деловой газете «ВЗГЛЯД» риски «обнуления» поставок газа в Европу из России.
В середине недели стало известно, что Нидерланды отозвали досрочно экспортную лицензию у оператора морского участка газопровода South Stream Transport из-за санкций, которые ЕС ввел 18 сентября. В Газпроме пояснили, что эти санкции не касаются транспортировки газа по трубе. Речь идет о том, что европейцам запрещено теперь обслуживать и ремонтировать оборудование морской части «Турецкого потока» по аналогии с ограничениями для «Северного потока – 1».
В ином варианте Россия может сохранить поставки газа тем странам, с которыми у нас особые отношения, – это Венгрия и Сербия, получающие энергоресурсы через «Турецкий поток», добавляет он.«Например, Россия может принять политическое решение в ответ на официальные обвинения Запада в подрыве собственных газопроводов в Балтийском море. За такое искажение фактов и недружественное отношение Россия может перекрыть и украинский транзит, и вторую нитку «Турецкого потока», по которой снабжается российским газом Южная Европа. Турция – дружественная нам страна, поэтому поставки нашего газа для турецкого рынка по первой нитке сохранятся в полном объеме», – рассуждает Громов.
«Последствия обнуления поставок непредсказуемые и негативные. В Европе сразу возникнет угроза физического дефицита газа, и никакие запасы в ПХГ, ни дорогой СПГ не покроют этот дефицит. Дырка все равно будет. Европе придется принимать экстренные меры по энергосбережению. Это остановка промышленности в принудительном порядке. Это меры экономии в части коммунально-бытового обеспечения и даже электроэнергетике», – говорит Громов.
Наконец, страны, которые сейчас получают газ у Газпрома, покупают его по сравнительно невысоким ценам – это Венгрия, Сербия, Словакия, Австрия, Германия.«Главными пострадавшими будут страны в Восточной и Центральной Европе, где не развита транспортная инфраструктура. Они не смогут быстро переключиться на поставки из других стран. Эта проблема особенно актуальна для Венгрии и Словакии», – говорит Сергей Кондратьев, замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов.
«Цены в газпромовских контрактах в среднем в три-четыре раза меньше, чем цены на газ на спотовом рынке. Они составляют порядка 500–600 долларов за тысячу кубометров. Это будет серьезный ценовой шок, особенно для бедных европейских стран», – считает Кондратьев. Промышленности ЕС, конечно, придется взять на себя основной удар от обнуления поставок российского газа.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях