Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов прокомментировал деловому изданию Forbes европейские инициативы по введению «потолка» цен на российскую нефть, включенные в Восьмой пакет санкций ЕС против России.
Принятие Евросоюзом решения о введении предельных цен на российскую нефть, экспортируемую морским путем, практически совпало по времени с решением ОПЕК+ продолжить сокращение добычи.
«Несмотря на то что решение ОПЕК+ прозвучало очень громко — сократить добычу на целых 2 млн баррелей в сутки, начиная с ноября, и держать планку такого сокращения в ближайшие полгода, — строго говоря, для России это ничего не меняет», — считает главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. По его словам, страны ОПЕК+ уже сегодня не выбирают более миллиона баррелей добычи в рамках выделенных им квот. Даже в условиях такого заявленного резкого сокращения добычи у России в рамках этого сокращения остается возможность для наращивания добычи, утверждает эксперт. «Сейчас в рамках квоты ОПЕК+ у России есть право добывать до 11 млн баррелей нефти в сутки, а она добывает примерно 10 млн, — объясняет Громов. — В результате заявленных сокращений квота России уменьшится до 10,5 млн баррелей, может быть, до 10,4 млн баррелей. Таким образом, Россия потенциально может нарастить добычу еще на полмиллиона баррелей, поэтому решение ОПЕК+ ее никак не ущемляет».
«Безусловно, это шаг вперед, потому что мы сейчас видим, что ЕС не просто говорит о введении потолка цен на нефть, но уже определяет границы для его введения: оговаривает, что потолок цен на нефть не распространяется на трубопроводные поставки российской нефти, перевозки нефти с проекта «Сахалин — 2», и в принципе уже видны контуры этого решения, — считает Громов из «Института энергетики и финансов».
Реальное вступление в силу европейского эмбарго вместе с потолком цен на нефть, конечно же, усложнит доставку российской нефти третьим странам и Россия в какой-то степени потеряет европейский рынок, говорит Громов из «Института энергетики и финансов». По его мнению, к началу 2023 года Россию ждет сокращение экспорта нефти примерно на 20% от уровня текущего года — на 1,2-1,3 млн баррелей в сутки при общем экспорте российской нефти, ранее достигавшем максимального уровня в 5,5 млн баррелей в сутки.
Американская нефть точно не станет панацеей для европейского нефтяного рынка, уверен Громов.
«Она более легкая, и по своему качеству и физико-химическим свойствам подходит не для всех нефтеперерабатывающих заводов Старого Света, — говорит он. — В отличие от газа, который в перспективе США смогут массово поставлять в Европу через пять-шесть лет, по нефти такого сказать нельзя. Для европейских НПЗ нужна более тяжелая, более сернистая нефть, которая соответствует российскому сорту Urals и ближневосточной нефти. Поэтому американская нефть отчасти найдет пристанище в Азии, там, где это возможно, и будет покрывать потребности внутреннего рынка».
«Ближневосточная нефть в Европе будет востребована и, скорее всего, ее смогут продавать даже с премией по отношению к цене Brent, — полагает эксперт. — Ну а российская нефть будет востребована в Азии, поскольку оттуда уйдут значимые объемы ближневосточной. Так что выгодоприобретателями от всей этой санкционной истории будут Китай, Индия и ряд других стран Юго-Восточной Азии».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях