ГлавнаяМедиаАктуальные новостиПРОГНОЗЫ О СПРОСЕ НА ГАЗ НЕ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ ЖЕ, КАК НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД

ПРОГНОЗЫ О СПРОСЕ НА ГАЗ НЕ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ ЖЕ, КАК НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД

23 мая 2013

Салихов Марсель Робертович Президент Института, Главный директор по экономическому направлению, заместитель председателя Ученого совета, кандидат экономических наук

В Европе все действительно плохо, экономический спад там продолжится и в этом году. К примеру, в первом квартале падение ВВП по ЕС-27 составил 0,1%. Последний официальный прогноз Европейской Комиссии, опубликованный в начале мая, исходит из того, что в 2013 году экономика еврозоны сократится на 0,4%, а экономика ЕС — на 0,1%. И лишь в следующем, возможно, будет некий рост. В наиболее тяжелой ситуации находятся страны Южной Европы — Испания, Италия, Португалия, Словения, Греция. Те представления, которые сложились в 2009–2010 году о дальнейшем развитии событий в экономике, уже пересмотрены. Официальные европейские оценки по динамике энергетических рынков и газовому рынку в частности давно не обновлялись. Последний официальный обзор, который делала Европейская Комиссия, относится к 2010 году. Это говорит о кризисе в экономике и сложности прогнозирования, и такая ситуация сохранится до тех пор, пока не будет пройдена самая нижняя кризисная точка. Долгосрочные прогнозы предполагают продолжение имеющихся трендов. Сейчас это спад, но дальше прогнозировать в этом русле не очень конструктивно.

Дело в том, что прогнозы о спросе на газ не могут быть такими же, как несколько лет назад. По нашим оценкам, потребление газа в прошлом году составило в ЕС 446 млрд м3 газа, хотя еще в 2005—2008 гг. оно находилось в пределах 520–530 млрд м3 в зависимости от температурных условий года. Поэтому прогнозы спроса на газ в Европы будут пересмотрены. Цены на европейском спотовом рынке все еще ниже цен по долгосрочным контрактам Газпрома, хотя разрыв и сократился в последние время. Однако, к примеру, год назад этот разрыв достигал почти $150/ тыс. м3. И это создает сильные стимулы для того, чтобы пытаться замещать наш газ. Тот же «Северный поток» строился в расчете на Германию. Но в 2011 году после Фукусимы немцы стали отказываться от атомной энергетики, но не в пользу газа, а в пользу угля. И на данный момент «Северный поток» используется только примерно на треть. Получается, деньги вложены в избыточную инфраструктуру, которая не используется. С точки зрения экономики, это не очень хорошо. С этой же проблемой, скорее всего, столкнется и «Южный поток» — спрос на газ в Европе не растет. Виной тому два фактора — высокая стоимость газа по сравнению с углем и странная энергетическая политика Европы, когда чистый газ вытесняет уголь и поддержанные субсидиями возобновляемые источники, в первую очередь ветро- и солнечная генерация.

Влияние сланцевого газа из Северной Америки на рынок газа в Европе сильно преувеличено. В США есть ограничения на экспорт природного газа. Борьба за их отмену продолжается, хотя и на прошлой неделе был одобрен еще один проект (Freeport LNG) по экспорту СПГ в страны, с которыми у США нет соглашения о свободной торговле. Но СПГ из США, если его начнут экспортировать, в первую очередь пойдет в Азию, потому что там цены выше, а значит можно больше заработать. Соответственно, европейский рынок останется замыкающим для тех поставок, которые не найдут покупателей в Азии. Собственная добыча европейцев на Северном море падает и будет продолжать сокращаться, что ведет их к дополнительным потребностям в импорте, несмотря на то, что общий спрос по Европе не растет. К примеру, в 2000 году собственная добыча в ЕС составила почти 250 млрд м3, а в прошлом году только 150 млрд м3. Но замещать же его хотят все, а не только мы. В итоге есть пирог, который не только не растет, но и сокращается в размерах, а кусочек от него стремятся отщипнуть все.

Я считаю, что такие большие и сложные инфраструктурные проекты как «Северный» и «Южный потоки» очень сложно оценивать и прогнозировать, что с ними будет. Вспомните, БАМ строили в свое время из каких-то военных соображений — на случай если китайцы захватят Транссиб, мы не останемся без транспортного сообщения. Дискуссии о неокупаемости этого проекта велись и тогда. Сейчас они не актуальны, так как прошло много лет, и БАМ полностью загружен. Такое же может произойти и с потоками, но может и не произойти. В любом случае надо исходить из той информации, которая у нас есть на текущий момент. Теоретически ренессанс Европы возможен, когда все кинутся покупать наш газ, но события последних лет связаны пока только с кризисом, а не с возрождением. Причем развитие сланцевых технологий усложняет ситуацию. Стоимость «Южного потока» остается высокой, а целесообразность его строительства вызывает все больше вопросов. Даже несмотря на возможность недозаполненности «Южного потока», он остается стратегическим проектом, и именно так рассматривается Газпромом. Для него критерии обычного бухгалтерского расчета не очень подходят.

Строительством проекта «Ямал-Европа-2», который предназначен нарастить транзитные мощности для поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию, сократить издержки при его транспортировке, мы создадим еще больше инфраструктуры, которая не обеспечена спросом. Строить его недолго и несложно, но надо ли — это вопрос. У нас всегда был такой подход — сначала договариваемся с партнерами о поставках и продаже, заключаем твердые долгосрочные контракты и лишь потом под это строим трубу. Не в наших интересах делать это под неясные перспективы. А ведь «Северный поток», хоть и не в этом направлении ведет, но полной загрузкой похвастаться, увы, не может. Например, в Польше, куда должен пройти «Ямал-Европа-2», все еще ведутся споры и сильны позиции угольного лобби, у них теоретически есть много различных проектов по созданию новых мощностей на угле. И это при том, что есть Европейская энергетическая комиссия, которая не в восторге от использования такой «незеленой» генерации. Разумеется, все эти проекты реализовать не получится, но минимизировать расходы на газ за счет угля они, как видим, пытаются. В Европе в связи с кризисом пытаются перейти в режим экономии и решить проблемы экономические, и это правильно и логично. То есть при возрастающем импорте энергоресурсов европейские страны будут пытаться снизить их стоимость, и рыночные механизмы в эту сторону как раз и действуют. Угольная генерация, которую считают, с точки зрения официальной риторики, грязной, все равно используется, так как выгодна при текущих ценах.

Источник: http://www.energy-experts.ru/

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!