ГлавнаяМедиаАктуальные новостиПотолок цены на газ принят: что будет дальше

Потолок цены на газ принят: что будет дальше

20 декабря 2022

Белогорьев Алексей Михайлович Директор по исследованиям и развитию

Алексей Белогорьев, заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов прокомментировал изданию Forbes последствия установления «потолка цен» на газ в ЕС на уровне 180 евро за МВт·ч.

По мнению Алексея Белогорьева, принятое решение — успех сторонников вмешательства в рыночное ценообразование: Италии, Франции, Бельгии, Польши, Греции и некоторых других государств, которые смогли продавить свою позицию, навязав ее другим странам. 

«Принятое решение значительно более жесткое и радикальное по сравнению с тем, что предлагала Еврокомиссия, — говорит эксперт. — Это касается не только снижения потолка, но и прочих условий. Во-первых, вместо одного биржевого инструмента — фьючерса на месяц вперед — потолок распространен сразу на три: добавлены фьючерсы на три месяца и на год вперед. Кроме того, речь идет уже не только о TTF, а обо всех хабах на территории ЕС».

Впрочем, отмечает Белогорьев, противникам потолка тоже удалось отстоять ряд принципиальных оговорок. Прежде всего, из-под ограничений выведена спотовая торговля и внебиржевые сделки. «Очевидным следствием этого может стать расхождение в 2023 году динамики фьючерсных и спотовых цен на TTF, — полагает он. — Такое уже было в октябре 2022 года, но тогда спотовые цены оказались значительно ниже фьючерсных. В 2023 году может наблюдаться обратная картина».

То, что потолок вводится в действие с 15 февраля 2023 года, а не с 1 января, как предполагалось ранее, не означает, что он не будет использован в текущий отопительный период, даже если январь и начало февраля будут холодными по сравнению со средними многолетними значениями, большие накопленные запасы газа в ПХГ — 83,8% от номинальной мощности по состоянию на 18 декабря — будут сдерживать рост цен, полагает эксперт. Но, по его мнению, основные риски сейчас видятся именно на завершающем этапе сезона — в конце февраля-марта, если запасы к этому времени будут сильно истощены либо заметно снизится предложение СПГ.

«В среднесрочной перспективе введение потолка может привести к уходу с TTF части финансовых игроков, зарабатывающих на торговле деривативами на газ, что способно подорвать ликвидность ценообразования на TTF, — говорит Белогорьев. — Это также может повысить ценообразующую роль других континентальных хабов в Германии, Австрии, Италии, если они получат исключение из-под действия потолка, и отчасти восстановить позиции британского газового бенчмарка NBP, сильно пошатнувшиеся в последние годы. Кроме того, возможный упадок TTF может дать дополнительный толчок к образованию полноценного газового хаба в каком-нибудь другом регионе».

Белогорьев предполагает, что с введением ценового потолка на газ просядет маржа экспорта российского трубопроводного газа и СПГ. Однако если применение потолка приведет к оттоку СПГ с европейского рынка, это увеличит востребованность поставок и усилит переговорную позицию и «Газпрома», и «Новатэка». Для азиатского же рынка введение потолка цен в ЕС, на взгляд Белогорьева, весьма благоприятно. Азиатским покупателям будет проще и существенно дешевле, чем ожидалось ранее, конкурировать с Европой за грузы СПГ, говорит аналитик.
Белогорьев Алексей Михайлович Директор по исследованиям и развитию
Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!