Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал радиостанции «Коммерсантъ FM», будут ли Индия и Китай замещать импорт российской нефти поставками из стран Ближнего Востока.
Индия может переключиться на ближневосточный рынок минимум до конца года, считает Алексей Белогорьев:
«Речь идет о временном краткосрочном замещении, пока утрясаются новые цепочки поставок без учета ЛУКОЙЛа и "Роснефти", а это может занять два-три месяца. В декабре-феврале произойдет просадка по объему экспорта из РФ. В этот период действительно должны увеличиться поставки с Ближнего Востока. Это, в общем-то, три страны: Ирак, ОАЭ и Саудовская Аравия. По цене с российской нефтью конкурирует только первая.
Скорее всего, основные поставки пойдут из Ирака, но, может быть, что-то из Саудовской Аравии. В любом случае стоимость будет выше, учитывая проблемы с российским сырьем. Скорее всего, ближневосточные поставщики поднимут цены, поэтому потери можно оценить примерно в $2-3 за баррель точно.
В Китае будет та же ситуация, скорее всего, там тоже нужно пересматривать контракты и изменять цепочки поставок. Пока не очень ясно, что будет с соглашением CNPC и "Роснефти". Морские поставки постигнет та же судьба, что и индийские, то есть они восстановятся, но ближе к весне. Какой будет просадка, никто сейчас точно сказать не может, но она точно произойдет. Переориентировать поставку пока невозможно. То есть если Дели будет действительно сокращать импорт, то Китай — единственная страна, которая его сможет в какой-то мере принять. Позиция Дели станет такой лакмусовой бумажкой, которая будет учитываться всеми другими странами. За 3,5 года никаких новых рынков, кроме Индии, Китая и Турции, российские поставщики не нашли. Есть отдельные поставки в Израиль, еще куда-то, но они носят незначительный характер в общем объеме экспорта».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях