Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал радиостанции «Коммерсантъ FM» перспективы российского экспорта нефти и газа в условиях ожидаемого введения эмбарго на них со стороны ЕС.
По данным Reuters, на Россию приходится 12% поставок газа в ЕС. До начала военных действий на Украине доля почти достигала половины всего импорта. Сейчас - по-прежнему закупают сырье Венгрия, Франция и Бельгия. С переброской объемов нефти и газа на другие рынки возникнут значительные трудности, считает Алексей Белогорьев:
«Для России это в любом случае плохой сценарий. Поставки нефти частично можно попробовать перенаправить морским транспортом на азиатские рынки, хотя с учетом давления на теневой флот, это тоже задача достаточно сложная. Но там объемы все-таки не такие большие.
А с трубопроводным газом вопрос заключается в том, согласен ли Европейский союз закрывать глаза на то, что топливо будет реэкспортироваться в Турцию. Наиболее вероятный сценарий: формально Анкара будет закупать газ для внутреннего рынка, но фактически реэкспортировать его по существующему маршруту, то есть через Болгарию, Сербию опять же в страны ЕС, в ту же Венгрию и Словакию.
Если действительно обрубаются все концы, это приведет и к существенному выпадающему объему российского экспорта, потому что опять же перенаправить их некуда. В части СПГ ситуация еще более сложная. При перенаправлении этих объемов в Азию сроки доставки возрастут примерно в три раза, стоимость транспортировки — примерно на столько же. И, соответственно, потребуется намного больше судов-газовозов при том, что сейчас есть дефицит. Плюс совсем неочевидно, что удастся быстро найти альтернативные рынки сбыта, учитывая специфику самого рынка СПГ».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях