Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий журналу «Нефть и капитал» о реализуемости отказа ЕС от спотовых покупок российского СПГ к концу 2025 года и полного запрета на поставки российского СПГ к концу 2027 года.
Как рассказал Алексей Белогорьев, проблема при мониторинге и отслеживании российского СПГ может возникнуть, если СПГ будет переваливаться в третьих странах и поставляться под видом газа уже от этих государств. Однако такой практики в мире сегодня, в отличие от нефтяных грузов, нет.
По мнению Алексея Белогорьева, найти объем СПГ, который Россия на споте продавала Европе, теоретически возможно. Но проблема в том, что к тому времени Евросоюзу нужно будет увеличить закупки сжиженного газа примерно на 20 млн тонн, и весь прирост предложения на рынке пойдет на покрытие этого спроса. А вот с заменой объема, который выпадет из-за отказа закупок у РФ, могут возникнуть сложности. Все будет зависеть от спроса на газ в Евросоюзе в зимний период.«В теории, можно попробовать исхитриться и изменить страну происхождения СПГ. Но это будет проще сделать в рамках портфельных поставок трейдеров. Они заключают с покупателем соглашение о поставках сжиженного газа не из конкретных СПГ-заводов, а из портфеля трейдера, который наполняется из разных источников. Вот тут отследить российский газ будет сложнее, поскольку европейским регуляторами придется договариваться уже конкретно с трейдерами, чтобы те гарантировали отсутствие в своей „смеси“ газ российского происхождения.
Если же голубое топливо будет идти напрямую с „Ямал СПГ“, то такая поставка, конечно, легко отслеживается. СПГ-судна видны как на ладони, теневого флота в мире из таких танкеров нет. В целом, идея Еврокомиссии о мониторинге поставок СПГ из РФ реализуема, затруднения могут возникнуть только из-за трейдеров»,— пояснил эксперт.
«Решение ЕК отказаться от спотовых закупок из РФ к концу 2025-го явно преждевременное. Любые негативные погодные условия приведут к искусственному сокращению предложения, а это прямая дорога к резкому повышению цен на газ в регионе. Логичнее было бы отказаться где-то с апреля 2026-го, а не в пиковые моменты потребления газа. Увы, но решение носит политический характер»,— резюмировал директор по исследованиям Института энергетики и финансов.

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях