Марсель Салихов, президент Института энергетики и финансов дал комментарий изданию «БИЗНЕС Online» о возобновлении валютных операций Центральным банком и Министерством финансов РФ:
— Действовало бюджетное правило, но, из-за того что счета у ЦБ в евро и долларах и его активы заблокированы, он не мог проводить эти [валютные] операции. Сейчас операции будут осуществляться в юанях. Условно говоря, Банк России имеет счет в Национальном банке Китая, соответственно, в любом случае необходимо согласовывать и договариваться с китайской стороной. Поэтому в последние месяцы они (власти РФ — прим. ред.) говорили о возвращении бюджетного правила, что будут проводиться операции в валютах дружественных стран и так далее. Сейчас объявили о том, что все возобновляется именно в юанях.
По сути, это возвращение к бюджетному правилу, которое действовало до января 2022-го. Бюджетно правило за последние годы модифицировалось и сейчас модифицируется, оно немного другое, чем было. Бюджетное правило вообще не про сглаживание последствий нефтяного эмбарго. Оно просто говорит о том, что Центральный банк и минфин часть нефтегазовых доходов, сверхдоходов, какие-то допдоходы должны сберегать в иностранной валюте. Можно представить некую кубышку, которая накапливается в хорошие времена, тратится в плохие. При этом она должна находиться в неких внешних активах, потому что в рублях не имеет смысла сберегать. Рубли Центральный банк сам создает, в них будут инфляционные последствия. Практически у всех крупных нефтедобывающих стран есть некие фонды или какие-то валютные резервы, которые формируются именно в других экономиках.
С одной стороны, это некая кубышка, которая позволяет сглаживать бюджетные доходы. А с другой, и это было видно в предыдущие годы, происходит сглаживание колебания курса. По сути, приток валютной выручки зеркалируется покупками Центрального банка. В этом году было видно, когда весной курс, условно, с 120 [рублей за доллар] упал до 55, таких колебаний не было. Почему они происходили? Как раз потому, что ЦБ не проводил никаких операций и все определялось притоками нефтедолларов. С точки зрения экономики, это не очень хорошо, когда у вас сначала 150, а потом 50. В принципе, возвращение к бюджетному правилу — верная вещь. Она позволит формировать какие-то резервы в других валютах, сейчас в юанях, потому что юань наиболее доступная [валюта] и наиболее крупный финансовый рынок, позволит снизить колебание курса рубля. Но этот инструмент не про последствия эмбарго или санкций.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях