ГлавнаяМедиаАктуальные новостиПочему бензин дорогой?

Почему бензин дорогой?

31 марта 2020

Салихов Марсель Робертович Президент Института, Главный директор по экономическому направлению, к.э.н.

Президент Института Марсель Салихов выступил в прямом эфире в  передаче «Отражение» телеканала ОТР на тему динамики цен на бензин в России на фоне обвала мировых цен на нефть.

Марсель Салихов: Добрый день.

Иван Князев: Я вот попытался с первым экспертом понять, действительно, без лишних каких-то слов, без лишних терминов и без лишней сложной схемы, почему у нас при достаточно дешевой себестоимости бензина такие цены на заправке. И ответа особого не услышал. Может, вы все-таки попробуете разъяснить?

Тамара Шорникова: Кроме «налоги, налоги, налоги».

Иван Князев: Ну, да, кроме того, что 75% налогов. Но я так понимаю, налоги нужно снижать. Какая там, что еще вклинивается в эту цепочку, что мы видим 42 с лишним рубля на заправках?

Марсель Салихов: Все правильно говорил эксперт. В принципе, основной фактор это налоги. И соответственно — акциз, демпфер и все это…

Иван Князев: Вот опять куча непонятных слов.

Тамара Шорникова: Хорошо, по-другому спрошу. Везде и всюду переработчики нефти и нефтепродуктов — это такой лакомый кусок для государства, и, конечно же, они много зарабатывают, с них берут много налогов. Ну что, в США очень маленькие налоги? Настолько низкие, что позволяют производителям снижать цену на бензин вслед за падением на рынках?

Марсель Салихов: Но смотрите, условно говоря, сейчас акциз составляет 15 тыс. руб. за тонну. Он фиксированный. Он не зависит от того, какая цена нефти. Просто вот он установлен постановлением правительства. Соответственно, цена снижается — акциз остается постоянным. Если вы хотите, чтобы цена тоже снижалась, пропорционально, допустим, то, значит, и акциз должен снижаться.

Иван Князев: А, ну вот. Вот уже более-менее понятно.

Тамара Шорникова: А что за рубежом позволяет производителям снижать цену? Другая налоговая система или что?

Иван Князев: У них такие же акцизы?

Марсель Салихов: Зависит от страны. В Европе тоже достаточно высокий уровень акцизов. А в США традиционно там низкий уровень налогообложения, и поэтому, собственно говоря, в США происходит быстрый перенос изменения цен на нефть в цены на бензин, на остальные нефтепродукты. Но сейчас просто в Европе сложилась такая ситуация, что из-за введения карантинных мер спрос сильно упал, и соответственно произошло по сути затоваривание рынка. И сейчас у них избыток нефтепродуктов, избыток бензина. Да, цены очень низкие. Т. е. сейчас там оптовая цена бензина составляет $150 за тонну. С учетом транспортировки к нам, с учетом перевалки это может быть 15–18 тыс. руб. за тонну даже по текущему курсу. Если мы возьмем какую-нибудь отпускную цену сейчас с Киришского НПЗ, без учета налогов и НДС, это будет примерно 25–26 тыс. руб. Вот вы понимаете, да, что в текущей ситуации получается разница от 6 до 10 тыс. руб. за тонну — как бы наша внутренняя отпускная цена НПЗ и импортная цена. Но это временная ситуация. Понятно, что она на несколько месяцев. И в любом случае и Европа стабилизируется постепенно. Но вполне возможно, что импорт имеет смысл экономический в ближайшее время для независимых западных АЗС, независимых нефтебаз — покупать, воспользоваться конъюнктурой и купить дешевле в Европе, чем сейчас можно купить на наших НПЗ.

Иван Князев: А они пойдут на это? У нас много таких АЗС? И не будут ли им палки в колеса вставлять? Понимаете, ведь если они снизят цену, то автоматически другим придется призадуматься.

Марсель Салихов: Но смотрите, вот ваши телезрители только что звонили и жаловались, что цены не снижаются.

Иван Князев: Да.

Марсель Салихов: Кто-то говорит даже, что растут. Ну, собственно говоря, механизм, каким образом должно происходить снижение цены, это конкуренция…

Иван Князев: Вот я про нее и говорю. Если независимые АЗС будут закупать бензин в Европе и будут продавать его по низким ценам?

Марсель Салихов: Ну, ничего страшного не произойдет. Особо страшного.

Иван Князев: Так я и говорю, что это, наоборот, хорошо. А остальные тогда? Им придется задуматься, чтобы тоже снижать.

Марсель Салихов: Ну, и отлично, пусть так и происходит. Вот поэтому ограничения… Поэтому, в любом случае вот такая краткосрочная ситуация на несколько месяцев, понятно, что на каком-то длинном горизонте это уже не будет работать. Просто сейчас реально цены в Европе сильно обвалились. И можно покупать в Европе дешевле, да.

Иван Князев: Последнее. Я просто хотел понять, сколько у нас таких АЗС. Независимых.

Марсель Салихов: Я сейчас точно не скажу вам цифры, но не много, да.

Иван Князев: Проценты? 1%?

Марсель Салихов: Не-не-не, нет-нет. Ну, там 15–20% может быть. Но это в любом случае, да, есть такой сегмент, есть независимые заправки. И вот поэтому они имеют возможность покупать у того поставщика нефтепродуктов, который предложит наиболее привлекательные условия по цене.

Тамара Шорникова: Спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо большое.

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!