ГлавнаяМедиаАктуальные новостиПочему бензин дорогой?

Почему бензин дорогой?

31 марта 2020

Салихов Марсель Робертович Президент Института, Главный директор по экономическому направлению, заместитель председателя Ученого совета, кандидат экономических наук

Президент Института Марсель Салихов выступил в прямом эфире в  передаче «Отражение» телеканала ОТР на тему динамики цен на бензин в России на фоне обвала мировых цен на нефть.

Марсель Салихов: Добрый день.

Иван Князев: Я вот попытался с первым экспертом понять, действительно, без лишних каких-то слов, без лишних терминов и без лишней сложной схемы, почему у нас при достаточно дешевой себестоимости бензина такие цены на заправке. И ответа особого не услышал. Может, вы все-таки попробуете разъяснить?

Тамара Шорникова: Кроме «налоги, налоги, налоги».

Иван Князев: Ну, да, кроме того, что 75% налогов. Но я так понимаю, налоги нужно снижать. Какая там, что еще вклинивается в эту цепочку, что мы видим 42 с лишним рубля на заправках?

Марсель Салихов: Все правильно говорил эксперт. В принципе, основной фактор это налоги. И соответственно — акциз, демпфер и все это…

Иван Князев: Вот опять куча непонятных слов.

Тамара Шорникова: Хорошо, по-другому спрошу. Везде и всюду переработчики нефти и нефтепродуктов — это такой лакомый кусок для государства, и, конечно же, они много зарабатывают, с них берут много налогов. Ну что, в США очень маленькие налоги? Настолько низкие, что позволяют производителям снижать цену на бензин вслед за падением на рынках?

Марсель Салихов: Но смотрите, условно говоря, сейчас акциз составляет 15 тыс. руб. за тонну. Он фиксированный. Он не зависит от того, какая цена нефти. Просто вот он установлен постановлением правительства. Соответственно, цена снижается — акциз остается постоянным. Если вы хотите, чтобы цена тоже снижалась, пропорционально, допустим, то, значит, и акциз должен снижаться.

Иван Князев: А, ну вот. Вот уже более-менее понятно.

Тамара Шорникова: А что за рубежом позволяет производителям снижать цену? Другая налоговая система или что?

Иван Князев: У них такие же акцизы?

Марсель Салихов: Зависит от страны. В Европе тоже достаточно высокий уровень акцизов. А в США традиционно там низкий уровень налогообложения, и поэтому, собственно говоря, в США происходит быстрый перенос изменения цен на нефть в цены на бензин, на остальные нефтепродукты. Но сейчас просто в Европе сложилась такая ситуация, что из-за введения карантинных мер спрос сильно упал, и соответственно произошло по сути затоваривание рынка. И сейчас у них избыток нефтепродуктов, избыток бензина. Да, цены очень низкие. Т. е. сейчас там оптовая цена бензина составляет $150 за тонну. С учетом транспортировки к нам, с учетом перевалки это может быть 15–18 тыс. руб. за тонну даже по текущему курсу. Если мы возьмем какую-нибудь отпускную цену сейчас с Киришского НПЗ, без учета налогов и НДС, это будет примерно 25–26 тыс. руб. Вот вы понимаете, да, что в текущей ситуации получается разница от 6 до 10 тыс. руб. за тонну — как бы наша внутренняя отпускная цена НПЗ и импортная цена. Но это временная ситуация. Понятно, что она на несколько месяцев. И в любом случае и Европа стабилизируется постепенно. Но вполне возможно, что импорт имеет смысл экономический в ближайшее время для независимых западных АЗС, независимых нефтебаз — покупать, воспользоваться конъюнктурой и купить дешевле в Европе, чем сейчас можно купить на наших НПЗ.

Иван Князев: А они пойдут на это? У нас много таких АЗС? И не будут ли им палки в колеса вставлять? Понимаете, ведь если они снизят цену, то автоматически другим придется призадуматься.

Марсель Салихов: Но смотрите, вот ваши телезрители только что звонили и жаловались, что цены не снижаются.

Иван Князев: Да.

Марсель Салихов: Кто-то говорит даже, что растут. Ну, собственно говоря, механизм, каким образом должно происходить снижение цены, это конкуренция…

Иван Князев: Вот я про нее и говорю. Если независимые АЗС будут закупать бензин в Европе и будут продавать его по низким ценам?

Марсель Салихов: Ну, ничего страшного не произойдет. Особо страшного.

Иван Князев: Так я и говорю, что это, наоборот, хорошо. А остальные тогда? Им придется задуматься, чтобы тоже снижать.

Марсель Салихов: Ну, и отлично, пусть так и происходит. Вот поэтому ограничения… Поэтому, в любом случае вот такая краткосрочная ситуация на несколько месяцев, понятно, что на каком-то длинном горизонте это уже не будет работать. Просто сейчас реально цены в Европе сильно обвалились. И можно покупать в Европе дешевле, да.

Иван Князев: Последнее. Я просто хотел понять, сколько у нас таких АЗС. Независимых.

Марсель Салихов: Я сейчас точно не скажу вам цифры, но не много, да.

Иван Князев: Проценты? 1%?

Марсель Салихов: Не-не-не, нет-нет. Ну, там 15–20% может быть. Но это в любом случае, да, есть такой сегмент, есть независимые заправки. И вот поэтому они имеют возможность покупать у того поставщика нефтепродуктов, который предложит наиболее привлекательные условия по цене.

Тамара Шорникова: Спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо большое.

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!