«Оценки у нас примерно такие же: мы считаем, что там 550 судов, с учетом того, что абсолютно все суда, которые относятся к теневому флоту, перевозящему российскую нефть, по объективным причинам определить невозможно», — сказал Forbes главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов. Данные о количестве танкеров, которые находятся под блокирующими санкциями, также, по его словам, близки к истине. «По нашим оценкам, их 56, то есть почти 60. И это действительно примерно 10% того флота, который занимается перевозками российской нефти, — отмечает Громов. — С моей точки зрения, конечно же, такое количество танкеров, попавших под блокирующие санкции, не может остановить поток российской нефти, в том числе в обход ограничений по ценовому потолку».
Есть две причины, по которым под блокирующие санкции попали только 60 танкеров, хотя западные страны объявили, по сути, крестовый поход против теневого флота, говорит Громов из ИЭФ. Первая причина, по его словам, заключается в том, что применение самых тяжелых форм санкционных ограничений, к которым относятся блокирующие санкции США, — это полноценный юридический процесс со сбором доказательств и проведением необходимых юридических процедур, который занимает продолжительное время. До принятия соответствующего решения проходят, как правило, от нескольких месяцев до полугода, и поэтому одновременно блокировать все танкеры вряд ли возможно.
Второй причиной, указывает Громов, является то, что США, хотя и борются с теневым флотом, не настроены на полную блокировку перевозок российской нефти. «С одной стороны, всем участникам рынка демонстрируется, что санкции применяются и будут применяться, — говорит аналитик. — Таким образом, сокращается число желающих перевозить российскую нефть. С другой — повышаются ставки фрахта».
Принципиально важно, добавляет эксперт, что США своими реальными действиями в отношении танкеров показывают, что готовы идти на самые серьезные шаги в отношении блокирования работы судов, нарушивших санкционные ограничения. «Это действительно важный момент и негативный сигнал для России, поскольку блокирующие санкции США реально выключают судно из международной торговли, — отмечает Громов. — Когда перед глазами других грузоперевозчиков есть такие примеры, они будут долго думать, прежде чем начать заниматься перевозкой российской нефти. С учетом риска попасть под вторичные санкции они станут просить повышенную премию за свои услуги. А повышенная премия сократит доходы от российского нефтяного экспорта, что, собственно, и является главной целью санкционных ограничений».
Многие заявления европейских политиков, в отличие от США, зачастую носят декларативный характер и пока не подкреплены какими-либо серьезными действиями, говорит Громов. «Взять только один из примеров — возможность ограничения прохода российских нефтеналивных грузов через проливы в Балтийском море, — говорит он. — Любые международные воды свободны для судоходства, и ограничить использование там каких-либо судов не представляется возможным без существенного изменения международного законодательства. Но раз такие инициативы прозвучали, то в теории можно предположить, что если, не дай бог, случится какая-либо значимая катастрофа с танкером теневого флота, перевозящим российскую нефть, например, в водах Балтики, то такое решение может быть принято. Это действительно может оказаться очень серьезным фактором для российского нефтяного экспорта, вплоть до резкого обострения геополитического противостояния России и Европы. Надеюсь, до этого не дойдет».
«Индия сегодня — это половина российских морских перевозок нефти, — комментирует Громов из ИЭФ. — И Индия принимает наши страховки по полному циклу». Уже в первой половине июня Великобритания ввела санкции против «Ингосстраха», а США — против «Согаза» и РНПК. Пока не очень понятно, как может отразиться на поставках включение в санкционные списки крупнейших страхователей флота, перевозящего российскую нефть, говорит Громов. «Это еще один тревожный признак, — рассуждает он. — В принципе если тут возникнут проблемы, то Россия будет вынуждена возвращаться к частичному использованию услуг западных страховых компаний и в той или иной форме подчиняться ценовому потолку, даже не признавая этот факт».
Есть еще важная составляющая западных санкций — давление на страны, которые предоставляют России удобный флаг, указывает Громов. Уже в 2024 году Маршалловы острова и Либерия отозвали предоставление России флага, поддавшись давлению Вашингтона, потому что штаб-квартиры их судовых регистров находятся в США. Но и у Москвы есть альтернативы на африканском континенте, отмечает Громов. «После проведения прошлогоднего форума «Россия — Африка» для перевозок российской нефти во все большей степени стал использоваться флаг Габона, — говорит эксперт. — Габон никогда ранее не входил в число стран, которые бы заметным образом участвовали в перевозке российской нефти, но после отказа Либерии и Маршалловых островов мы спокойно перешли на использование флага Габона, поскольку эта страна не сильно зависит от западного влияния».
Россия продолжит придумывать способы сопротивления санкционному давлению, предрекает Громов. Решение — создание независимого контура внешней торговли, например, в рамках БРИКС. «Все ограничения, связанные с теневым флотом, затрагивают финансовую сферу, — напоминает он. — Понятно, что никто не хочет быть отключенным от международной торговли и международных финансовых платежных систем. Но может быть создан альтернативный независимый контур внешней торговли, в рамках которого смогут производиться грузоперевозки, в том числе и теневыми судами, которые не будут зависеть от рынков западного капитала. Это может происходить в замкнутой системе БРИКС, где будут свои инструменты страхования, свои системы финансовых платежей, взаиморасчетов, свои зоны портового обслуживания и прочее». С учетом того, что мир сейчас все больше движется к многополярности, появление параллельного контура внешней торговли — это вопрос времени, считает Громов.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях