Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал развернутый комментарий интернет-порталу Mashnews о целесообразности создания в России системы стратегического нефтяного резерва.
Такое нефтехранилище необходимо при реализации проекта «Восток Ойл» в Арктике, чтобы не останавливать добычу в периоды, когда из-за суровых погодных условий нефть нельзя вывезти.
Природно-климатические условия региона таковы, что дешевле построить систему под землей, чем обеспечить ее функционирование в надземных резервуарах, говорит эксперт.«Из-за ограниченного периода судоходства на Северном морском пути вывоз нефти с этого проекта не может происходить круглогодично. И для того, чтобы не останавливать добычу на самих месторождениях, необходимо накапливать нефть в хранилище до возможности ее отправки ледокольным флотом или обычными танкерами в летнее навигационное окно», - пояснил Алексей Громов.
По оценке Алексея Громова, строительство подземного нефтехранилища в Арктике наверняка обошлось компании «в разы дороже, чем если бы она строила такой объект в другом регионе России». Но без него добычу на «Восток Ойл» пришлось бы просто замораживать на 5-8 месяцев в году.
По мнению Громова, для «Роснефти» «первая ласточка» не станет единственной – компания планирует создать целую систему таких подземных хранилищ нефти.
В то же время, по его словам, России нужен стратегический нефтяной резерв – система подземных хранилищ, которые будут выполнять не операционные функции, а станут элементом воздействия на глобальный нефтяной рынок. Он отметил, что в 2020 году России пришлось на 10% сократить добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+, и вернуться на прежний уровень так и не удалось. В том числе, потому что многие остановленные в период ограничений месторождения не смогли запустить вновь.
Он напомнил, что сегодня многие нефтедобывающие страны, в том числе Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, уже имеют свои системы хранилищ – чтобы влиять на ситуацию с мировым предложением нефти в тот момент, когда это будет нужно. И для России создание в свое время стратегического нефтяного резерва обошлось бы дешевле, чем последствия остановки месторождений, которые уже вряд ли удастся запустить в будущем.«Когда мы консервируем старые месторождения, мы фактически, останавливаем на них добычу – то есть выносим им смертный приговор. И в дальнейшем компании не запустят эти месторождения – им с инвестиционной точки зрения это будет невыгодно. Потому что в отличие от той же Саудовской Аравии, у нас нефть добывается в водонасыщенных горизонтах, и если мы прекращаем добычу, скважина постепенно заполняется водой. В итоге компании проще бурить новую скважину и разрабатывать новое месторождение, чем запускать старое», - пояснил Алексей Громов.

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях