Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов прокомментировал интернет-порталу «Новые известия» инициативу переноса ряда российских НПЗ на восток.
Новые заводы строились в расчете на то, что мир останется глобальным, и Россия будет снабжать всех и нефтью, и нефтепродуктами. В условиях, когда рамки сужаются, для внутреннего потребления и для объемов экспорта 2022 и 2023 годов существующая инфраструктура даже избыточна. Однако заводы строятся 4-5 лет, и когда мир опять изменится, Россия будет готова снабжать и те рынки, от которых она оказалась отрезанной.— Мы должны понимать, что с 2011 года у нас действовала программа модернизации НПЗ. Сначала это были четырёхсторонние соглашения, потом соглашения Минэнерго с компаниями. В рамках этих программ основная масса российских НПЗ была модернизирована до введения санкций.Сейчас мы располагаем на 85% — 90% модернизированными НПЗ, — напоминает Алексей Громов.
Переезд НПЗ куда бы то ни было невозможен не только потому, что в стране нет столько денег, чтобы профинансировать подобное начинание, но и потому, что каждый завод строится как уникальное производство. Под каждый построена трубопроводная инфраструктура, которая подает нефть определенного качества с определенных месторождений определенных компаний, говорит эксперт. Да и сам завод — это колоссальный объект:
Большая часть оборудования, которая поставлялась для модернизации, зарубежное. Заменить его отечественным невозможно ни при каких условиях. По сути, каждый НПЗ — это уникальный проект, поэтому и оборудование на него заказывалось, а иногда и разрабатывалось только для этого конкретного НПЗ.— Это не производство подшипников, когда нужно взять 10 станков из одного ангара и подключить в другом ангаре. Когда эти ребята вспоминают опыт ВОВ — это же бред! Тогда речь шла об оборонных заводах, то есть, о наборе станков, которые собираются в цепь, устанавливаются в любых ангарах и начинают производить продукцию. НПЗ — сложнейший комплекс, под который заточена очень серьёзная инфраструктура. Переносить нефтеперерабатывающее производство невозможно в принципе.
— НПЗ Лукойла «НОРСИ» модернизировался. Но авария как раз случилась на тех агрегатах, которые были закуплены в рамках модернизации, они были импортными. Поэтому устранить эту аварию в кратчайшие сроки не получилось именно из-за того, что у компании нет возможности провести там оперативную замену вышедшего из строя оборудования, — напоминает Алексей Громов.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях