Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал радиостанции «Коммерсантъ FM», почему «Газпром» утратил интерес к идее участия в развитии турецкого газового хаба.
Идея создания турецкого хаба еще в 2022 году выглядела сомнительно, считает Алексей Белогорьев:
«Никакого проекта у "Газпрома" не было. Были обсуждения, анализ возможности развития турецкого газового хаба. Под газовым хабом обычно подразумевается точка, где происходят торговые сделки, и на более развитом этапе осуществляется ценообразование. Что касается ценообразования, это была мечта совершенно несбыточная.
Энергетическая политика Реджепа Тайипа Эрдогана весьма консервативна, внутренний рынок, по сути, закрыт для нерезидентов. Остаются только поставки в направлении Греции, которые не имеют практически свободных мощностей, а никаких планов по расширению этих мощностей в рамках развития газового хаба не было. Можно положить хоть десять трубопроводов из России в Турцию, но бутылочное горлышко находится на границе Турции и ЕС.
И строить инфраструктуру на территории ЕС, в Греции или Болгарии, должен оператор газотранспортной системы данной страны ЕС.
Есть планы по увеличению поставок азербайджанского газа в направлении Европы, но они никак не связаны с турецким газовым хабом. Поэтому вся идея изначально была очень странной, ее так и воспринимали и в "Газпроме", и на экспертном уровне. Может быть, в 2030-е годы что-то и заработает, и роль Турции на газовом рынке Европы усилится, но это тоже требует очень больших усилий, потому что основная проблема Турции — ее периферийное расположение относительно Европы».

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях