Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов также указал, что цены на топливо на мировом рынке растут и компании, пользуясь этим случаем, пытаются наверстать потери, которые они получили в пандемичном 2020 году. Ко второму фактору он отнес недостаточную эффективность демпфирующего механизма, из-за которой при серьезных колебаниях внешних цен создаются экономические предпосылки для роста оптовой стоимости топлива на внутреннем рынке: «Демпфер — механизм, который, безусловно, работает. Другое дело, что он не совершенен в моментах слишком сильных колебаний цен и поэтому не дает такого выраженного эффекта, которого от него хотело бы правительство. Целесообразно подумать над формулами, которые заложены в демпферный механизм, и о возможной их корректировке.
Но процесс этот занимает время, поэтому сейчас регулятор намекает на то, что компаниям надо добровольно сдерживать рост цен на оптовых рынках, пока правительство усовершенствуем механизмы, которые помогли бы рыночным способом данную ситуацию урегулировать», - заметил эксперт.
Он подчеркнул, что сейчас отказываться от демпфера ни в коем случае не нужно — необходимо снова обеспечить его тонкую настройку: «Это занимает время, так как это процесс предполагает проведение переговоров властей и компаний. Пока необходимо остановить рост оптовых цен, и правительство прибегает к методам ручного управления, к которым не совсем позитивно относятся сами представители отрасли», — рассказал Громов.
По его мнению, запрет на экспорт топлива будет способствовать сдерживанию роста оптовых цен: «Цены на нефтепродукты за рубежом бьют максимумы. После запрета компании будут вынуждены их продавать на внутреннем рынке, соответственно, в этой ситуации появляется надежда на избыток на внутреннем рынке, который остановит рост цен. Но любые запреты и проверки — это все механизм ручного управления. Сейчас Минэнерго и другие регуляторы должны сосредоточиться на совершенствовании механизма демпфера с тем, чтобы такие ситуации нивелировались рыночным механизмом».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях