Алексей Громов, главный директор по Энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал развернутое интервью интернет-порталу «Новые Известия» о том, как повлияют на российский нефтяной экспорт новые санкции США против крупнейших российских нефтяных компаний.
— Все считали, что слабое звено российского нефтяного экспорта — это Индия. Выясняется, что не она одна. Большие сомнения появились в отношении главного внешнеэкономического партнера России — Китая. Что происходит?
— Дело же не только в используемой валюте, но и в стабильности мирового нефтяного рынка…— По факту я по-прежнему уверен, что Китай сохранит возможность закупки российской нефти, в том числе, у подсанкционных компаний, поскольку на «Роснефть» и на «Лукойл» приходится более половины экспорта нефти из РФ. На самом деле те ограничения, которые против них ввели, на Китай будут распространяться в меньшей степени, потому что все взаиморасчеты с китайскими компаниями мы уже давно осуществляем в национальных валютах, юанях и рублях. Поэтому санкции Америки, запрещающие расчеты в долларах, не повлияют на российский нефтяной экспорт в Китай. А вот с Индией могут быть вопросы.
— И что тогда могут предпринять покупатели российской нефти?— Самое главное, что те санкции, которые ввели США, не предполагают вторичных санкций для тех компаний, которые будут в той или иной форме взаимодействовать с подсанкционными компаниями из России. Это было особо подчеркнуто американской администрацией, что вторичные санкции не предусматриваются.
— Мы делаем цепочку закупок российской нефти через компании посредников, чтобы в контрактах фигурировала компания-посредник, а не прямой поставщик из России, который может юридически ассоциироваться с санкционными российскими компаниями. Я думаю, что в ближайшее время такие инструменты и механизмы будут предложены и отработаны, и Китай вернется к закупкам российской нефти.
С учетом китайского опыта, который у них накоплен во взаимодействии с Ираном, думаю, что там проблем не будет. Скорее всего, продолжится торговля в национальных валютах и будут использоваться различные схемы с посредниками на китайской стороне, которые будут приобретать российскую нефть у «Лукойла» и «Роснефти».
Возможно, они тоже предложат свои компании-посредники, через которые торговля будет осуществляться.
На мой взгляд, возникнет проблема с индийской стороной. Сорок пять процентов российского экспорта сегодня ориентировано на Индию. Индия находится в процессе торговых переговоров с США, где прямым текстом говорят, что одно из условий — отказ от российской нефти.
— Индийские компании, даже Reliance, закупившая с 2022 года российской нефти на 33 млрд долларов, начали активно заключать контракты «на стороне». Что пострадает — объемы продаж или доходы?
— Санкции ЕС по поставкам нефтепродуктов предполагают, что продавцы должны будут доказывать, что бензин и дизель сделаны не из российского сырья. Каким образом?Скорее всего, какое-то сокращение поставок в Индию относительно показателей предыдущих 11 месяцев мы увидим, но не думаю, что это будут значимые объемы. Общий вывод такой: по итогам 2025 года, как минимум, российский нефтяной экспорт не сильно пострадает от новых санкционных ограничений США. Дополнительно немного провиснут нефтегазовые доходы, потому что понятно, что переход взаиморасчетов с долларов на национальные валюты или какие-то схемы обхода этого препятствия с Индией повлекут дополнительные расходы, соответственно, снижение маржи, снижения доходов от экспорта российской нефти. Но оно не будет критичным.
Все будет зависеть от того, как будет продолжаться санкционное противостояние России и США в 2026 году. Мне кажется, что заметные последствия для российского нефтяного экспорта мы сможем ощутить не ранее 2026 года.
— А что с теневым флотом?— Это хороший вопрос. В принципе отследить страну происхождения нефти на мировом рынке не так просто. А отследить страну происхождения нефтепродуктов еще сложнее. Поэтому полагаю, что какое-то влияние на поставки нефтепродуктов из Индии в Европу будет, но не думаю, что оно будет значительным.
У индийских и российских компаний было полгода для того, чтобы подготовиться к вступлению в силу европейских рестрикций. Скорее всего, будут использованы схемы, которые затруднят проверку страны происхождения нефти, либо будут использоваться схемы, которые будут показывать, что формально эти нефтепродукты произведены из нефти с Ближнего Востока или США. Проверить это на 100% у европейских регуляторов может не получиться.
— Сейчас у нас число судов теневого флота, уличенных западными странами в перевозке российской нефти с нарушением ценового потолка и попавшими под санкции, составляет 557 судов, при том что общее число судов теневого флота оценивается в 950-960. По факту — две трети судов формально находятся под санкциями западных стран.
Они не могут обслуживаться в европейских портах, они не могут перевозить любую другую нефть, кроме российской. В этой ситуации мы видим, что многие суда из состава санкционного теневого флота продолжают перевозить российскую нефть.
Просто другого варианта у них не остается, они работают судами-челноками, перевозящими российскую нефть на маршрутах между Россией, Китаем и Индией. Хороший пример можно привести из сферы перевозок СПГ. С августа возобновились перевозки с «Арктик СПГ-2». Суда-газовозы, попавшие в санкционные списки США, регулярно возят СПГ и разгружают его в Китае. Все об этом знают, и все готовы к санкционным последствиям. Юридическая и правовая схема выстроена таким образом, чтобы эти последствия были минимальными или нулевыми.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях