ГлавнаяМедиаАктуальные новостиКто купит российскую нефть? Как изменится мировой рынок после новых санкций США

Кто купит российскую нефть? Как изменится мировой рынок после новых санкций США

28 октября 2025

Громов Алексей Игоревич Главный директор по энергетическому направлению, кандидат географических наук

Алексей Громов, главный директор по Энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал развернутое интервью интернет-порталу «Новые Известия» о том, как повлияют на российский нефтяной экспорт новые санкции США против крупнейших российских нефтяных компаний.

— Все считали, что слабое звено российского нефтяного экспорта — это Индия. Выясняется, что не она одна. Большие сомнения появились в отношении главного внешнеэкономического партнера России — Китая. Что происходит?

— По факту я по-прежнему уверен, что Китай сохранит возможность закупки российской нефти, в том числе, у подсанкционных компаний, поскольку на «Роснефть» и на «Лукойл» приходится более половины экспорта нефти из РФ. На самом деле те ограничения, которые против них ввели, на Китай будут распространяться в меньшей степени, потому что все взаиморасчеты с китайскими компаниями мы уже давно осуществляем в национальных валютах, юанях и рублях. Поэтому санкции Америки, запрещающие расчеты в долларах, не повлияют на российский нефтяной экспорт в Китай. А вот с Индией могут быть вопросы.

— Дело же не только в используемой валюте, но и в стабильности мирового нефтяного рынка…

— Самое главное, что те санкции, которые ввели США, не предполагают вторичных санкций для тех компаний, которые будут в той или иной форме взаимодействовать с подсанкционными компаниями из России. Это было особо подчеркнуто американской администрацией, что вторичные санкции не предусматриваются.

— И что тогда могут предпринять покупатели российской нефти?

— Мы делаем цепочку закупок российской нефти через компании посредников, чтобы в контрактах фигурировала компания-посредник, а не прямой поставщик из России, который может юридически ассоциироваться с санкционными российскими компаниями. Я думаю, что в ближайшее время такие инструменты и механизмы будут предложены и отработаны, и Китай вернется к закупкам российской нефти.

С учетом китайского опыта, который у них накоплен во взаимодействии с Ираном, думаю, что там проблем не будет. Скорее всего, продолжится торговля в национальных валютах и будут использоваться различные схемы с посредниками на китайской стороне, которые будут приобретать российскую нефть у «Лукойла» и «Роснефти».

Возможно, они тоже предложат свои компании-посредники, через которые торговля будет осуществляться.

На мой взгляд, возникнет проблема с индийской стороной. Сорок пять процентов российского экспорта сегодня ориентировано на Индию. Индия находится в процессе торговых переговоров с США, где прямым текстом говорят, что одно из условий — отказ от российской нефти.

— Индийские компании, даже Reliance, закупившая с 2022 года российской нефти на 33 млрд долларов, начали активно заключать контракты «на стороне». Что пострадает — объемы продаж или доходы?

Скорее всего, какое-то сокращение поставок в Индию относительно показателей предыдущих 11 месяцев мы увидим, но не думаю, что это будут значимые объемы. Общий вывод такой: по итогам 2025 года, как минимум, российский нефтяной экспорт не сильно пострадает от новых санкционных ограничений США. Дополнительно немного провиснут нефтегазовые доходы, потому что понятно, что переход взаиморасчетов с долларов на национальные валюты или какие-то схемы обхода этого препятствия с Индией повлекут дополнительные расходы, соответственно, снижение маржи, снижения доходов от экспорта российской нефти. Но оно не будет критичным.

Все будет зависеть от того, как будет продолжаться санкционное противостояние России и США в 2026 году. Мне кажется, что заметные последствия для российского нефтяного экспорта мы сможем ощутить не ранее 2026 года.

— Санкции ЕС по поставкам нефтепродуктов предполагают, что продавцы должны будут доказывать, что бензин и дизель сделаны не из российского сырья. Каким образом?

— Это хороший вопрос. В принципе отследить страну происхождения нефти на мировом рынке не так просто. А отследить страну происхождения нефтепродуктов еще сложнее. Поэтому полагаю, что какое-то влияние на поставки нефтепродуктов из Индии в Европу будет, но не думаю, что оно будет значительным.

У индийских и российских компаний было полгода для того, чтобы подготовиться к вступлению в силу европейских рестрикций. Скорее всего, будут использованы схемы, которые затруднят проверку страны происхождения нефти, либо будут использоваться схемы, которые будут показывать, что формально эти нефтепродукты произведены из нефти с Ближнего Востока или США. Проверить это на 100% у европейских регуляторов может не получиться.

— А что с теневым флотом?

— Сейчас у нас число судов теневого флота, уличенных западными странами в перевозке российской нефти с нарушением ценового потолка и попавшими под санкции, составляет 557 судов, при том что общее число судов теневого флота оценивается в 950-960. По факту — две трети судов формально находятся под санкциями западных стран.

Они не могут обслуживаться в европейских портах, они не могут перевозить любую другую нефть, кроме российской. В этой ситуации мы видим, что многие суда из состава санкционного теневого флота продолжают перевозить российскую нефть.

Просто другого варианта у них не остается, они работают судами-челноками, перевозящими российскую нефть на маршрутах между Россией, Китаем и Индией. Хороший пример можно привести из сферы перевозок СПГ. С августа возобновились перевозки с «Арктик СПГ-2». Суда-газовозы, попавшие в санкционные списки США, регулярно возят СПГ и разгружают его в Китае. Все об этом знают, и все готовы к санкционным последствиям. Юридическая и правовая схема выстроена таким образом, чтобы эти последствия были минимальными или нулевыми.


Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!