ГлавнаяМедиаАктуальные новостиГолубая мечта: сможет ли Китай спасти российский газовый экспорт

Голубая мечта: сможет ли Китай спасти российский газовый экспорт

23 июня 2023

Белогорьев Алексей Михайлович Директор по исследованиям и развитию

Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий изданию Forbes о перспективах поставок российского трубопроводного газа в Китай.

Вице-премьер Александр Новак в недавней статье в журнале «Энергетическая политика» озвучил амбициозные планы нарастить за семь лет российский газовый экспорт на Восток до 170 млрд куб. м. Достичь этого предполагается за счет реализации крупных инфраструктурных проектов — «Силы Сибири — 2» и так называемого дальневосточного маршрута, которые должны заработать в дополнение к уже действующему трубопроводу «Сила Сибири — 1» .

«Дальневосточный маршрут» по первоначальному плану планируется запустить к 2025 году. Но директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев сомневается в том, что это выполнимо. «Причина простая — проблема с ресурсной базой на самом Сахалине, — говорит собеседник Forbes. — На сегодняшний день есть много желающих различными путями распределять запасы Сахалина — это газификация Хабаровского края и Приморья, производство СПГ и, собственно, поставки трубопроводного газа в Китай. Предположу, что поставки по этому маршруту могут начаться, скорее всего, между 2026 и 2028 годом. Хотя возможно ускорение».

Алексей Белогорьев считает, что «Сила Сибири — 2» может быть запущена в эксплуатацию в лучшем случае к 2030 году, а на проектную мощность выйдет ближе к 2035-му:
«Сроки могут двигаться, но проект очень капиталоемкий, и по опыту реализации «Силы Сибири — 1», которая долго планировалась и строилась пять лет, вырисовывается именно такая картина».
В качестве одной из проблем «Силы Сибири — 2» эксперт называет низкую рентабельность проекта: 

«Инвестиции в него в долгосрочном периоде окупаемы, но никакого сравнения с экспортом в Европу здесь нет. И основная проблема всего нашего разворота на Восток связана именно с тем, что мы можем заместить поставки в Европу в физическом объеме, но мы не в состоянии, по крайней мере в обозримой перспективе, обеспечить сопоставимые поставки в стоимостном выражении из-за неготовности большинства азиатских потребителей, включая Китай, платить так дорого за газ, как это в отдельные периоды позволяли себе платить богатые европейские страны».

«Альтернативой [строительству «Силы Сибири — 2»] может быть активное развитие производства СПГ как более гибкого товара, у которого нет проблем с монопсонией (ситуацией на рынке, когда монопольное положение покупателя позволяет ему диктовать условия множеству продавцов. — Forbes)», — считает Белогорьев. При всех минусах СПГ-проектов, связанных с высокими капитальными затратами и расходами на транспортировку, долгосрочная отдача от экспорта СПГ с точки зрения средних цен продажи газа, скорее всего, будет выше, чем от всех трубопроводных поставок в Китай.

Сегодня Китай, по словам аналитика, не особо заинтересован в ускорении реализации совместных газовых проектов, в особенности «Силы Сибири — 2». 

«Китайское руководство не понимает до конца, каким будет спрос на газ в стране в 2030-е годы или даже во второй половине 2020-х, — говорит эксперт. — Это связано, с одной стороны, с политикой декарбонизации, а с другой — с достаточно сильным разворотом, происходящем в последние два года в сторону потребления угля, особенно в электрогенерации, и ускорением развития возобновляемой энергетики в ущерб газу».

По мнению Белогорьева, Россия может компенсировать потери трубопроводного экспорта в Европу увеличением экспорта СПГ и трубопроводными поставками в Китай только в перспективе примерно 10 лет, то есть в начале 2030-х годов.

«Основной проблемой, болевой точкой, о которой не особенно много говорят, является временной фактор, — отмечает собеседник Forbes. — Теоретически возможны поставки российского трубопроводного газа в Китай в тех объемах, которые упоминаются: по «Силе Сибири — 1», «дальневосточному маршруту» и «Силе Сибири — 2». 

Но это не решает текущих проблем, связанных с формированием огромного избытка добычи и транспортных мощностей в зоне Единой системы газоснабжения России — технологического комплекса, включающего в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири, отмечает Белогорьев.

 

Белогорьев Алексей Михайлович Директор по исследованиям и развитию
Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!