Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал изданию «РБК» перспективы транзита российского газа через Украину после завершения в декабре 2024 года действующего транзитного контракта.
По оценкам эксперта, в 2022 году в украинскую ГТС из России поступило около 19 млрд куб. м газа, в 2023 году — около 14 млрд куб. м.
Как поясняет Алексей Белогорьев, из украинской ГТС газ «Газпрома» напрямую поступает в Словакию (86,8%, по данным за 2023 год) и Молдавию (13,2%), в основном в Приднестровье.
«Из Словакии он дальше идет в Австрию, на один из крупнейших европейских газовых хабов Баумгартен, откуда частично направляется в соседние Венгрию и Италию. Но основной объем потребляется в Австрии и Словакии», — напоминает эксперт.
«В случае прекращения транзита без газа останутся Словакия, Австрия и Приднестровье. Для Приднестровья поставки физически может обеспечить Украина, если у нее самой возникнут излишки газа (объем не такой большой — 1,8 млрд куб. м в 2023 году). Значительно хуже положение Словакии и Австрии. В экстренной ситуации они могут рассчитывать на перетоки газа реверсом из Италии, Германии и, возможно, Греции и Болгарии, но маловероятно, что удастся полностью закрыть дефицит в 2025–2026 годах, а биржевые цены в ЕС, несомненно, вырастут. Катастрофы, скорее всего, не произойдет, но для этих двух стран ситуация вернется к худшим месяцам 2022 года. Украина тоже много теряет: если транзита не станет, то затраты на содержание ГТС целиком лягут на плечи внутренних потребителей с соответствующим ростом цен. Кроме того, российский транзит оставляет Украине возможность виртуального реверса газа, что снижает общие затраты на импорт и упрощает его логистику» - комментирует Белогорьев.
«Ни одна из сторон не заинтересована в долгосрочном соглашении. Речь идет о кратковременном бронировании мощностей, скорее всего, на месяц вперед на общих основаниях. Основной вопрос — согласится ли Украина, чтобы мощности бронировал «Газпром» или, допустим, какой-то российский посредник? Судя по всему, украинские власти хотят, чтобы это была компания или компании — резиденты ЕС. Согласие России на это условие пока не очевидно, встанет вопрос, на каком основании будет осуществляться бронирование, если газ, проходящий через Украину, принадлежит «Газпрому». То есть будут ли попытки изменить точки перехода прав собственности на газ, которые по контрактам купли-продажи находятся в ЕС» - отмечает аналитик.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях