Алексей Белогорьев, заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов прокомментировал интернет-изданию «Свободная пресса» решение Правительства России о введении специальных экономических мер против ряда иностранных компаний.
Правительство России 11 мая опубликовало перечень иностранных компаний, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В список вошли 31 компания, которые являются бывшими дочками «Газпрома», в том числе Gazprom Germania GmbH и Gazprom Marketing & Trading Ltd., а также совместное предприятие «Газпрома» и польской PGNiG, которое является оператором польской части газопровода «Ямал-Европа».
Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев не видит пока проблем для Европы в целом от мер, введенных кабмином, но есть нюансы.
— Есть две составляющие санкций. Первое: EuRoPol GAZ, которая владеет польским участком газопровода «Ямал-Европа». Могли быть риски для транспортировки по нему, но компания Gaz-System, которая осуществляет газотранспортные услуги, не связана с EuRoPol GAZ. Скорее всего, «Газпром» сохраняет полностью возможности использования «Ямал-Европы».
Вторая часть — санкции против Gazprom Germania и ее «дочек». Большинство «дочек» — трейдинговые компании, которые занимаются куплей-продажей газа, причем не только российского. Отказ от сотрудничества с этими компаниями напрямую на европейских потребителях не скажется.
Более значимы санкции против «дочек», которые отвечают за газоснабжение, но они имеют контракты на покупку российского газа и распределение в основном по Германии, Чехии и Словакии. Это не ключевые потребители «Газпрома» в этих странах, но часть покупателей этот газ не получит.
Есть также «дочки», которые отвечают за подземные хранилища (в основном в Германии), которые раньше «Газпром» использовал для хранения газа и использовал для покрытия спроса в пиковый период. В прошлом году он закачал туда очень мало газа. В целом «Газпром» потеряет существенную часть своей гибкости в части поставок в зимний период. Однако, учитывая сокращение сейчас потребления газа и наличие свободных мощностей, он сможет этот недостаток гибкости компенсировать за счет большей прачки по газопроводам.
Серьезных рисков для газоснабжения европейских потребителей я не вижу, но надежность в целом снижается, особенно в период пикового спроса и если зима будет холодная, особенно в Германии.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях