Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий журналу Forbes о текущем состоянии и перспективах экспорта российского СПГ.
Главными компаниями — экспортерами СПГ остаются «Ямал СПГ» и «Сахалин-2», а аутсайдером — «Арктик СПГ-2».
Он напоминает, что на эти предприятия не наложены санкции, основные объемы их поставок законтрактованы, и они обеспечены флотом газовозов, хотя большинство из них с Россией напрямую не связаны, а находятся под управлением и в собственности иностранных компаний.«Ямал СПГ» и «Сахалин-2» продолжают стабильную работу, c общим приростом производства в 2025 году в пределах 1% год к году», — отмечает Алексей Белогорьев.
«Арктик СПГ-2» внесен в санкционный список США. У проекта сейчас две основные проблемы, и какая из них сложнее — вопрос дискуссионный, говорит он. Первая проблема, — отсутствие газовозов арктического класса Arc7.«Учитывая особую позицию Японии по «Сахалину-2», у него и дальше, скорее всего, не будет существенных проблем, — считает Белогорьев. — Чего не скажешь о «Ямал СПГ»: 75% его поставок по-прежнему идут в Европу, и если страны ЕС реализуют угрозу отказа от импорта российского СПГ к концу 2027 года, то перед «Новатэком» встанет нетривиальная задача поиска новых рынков сбыта и увеличения флота газовозов, чтобы обеспечить резкий рост среднего плеча транспортировки».
Второй проблемой Белогорьев считает многочисленные санкции против «Арктик СПГ-2», о которых ранее писал Forbes.«В лучшем случае первый из них — «Алексей Косыгин» — поступит с завода «Звезда» осенью, хотя его поставка уже не раз переносилась, — рассказывает Белогорьев. — Без него повторится ситуация прошлого года: навигационное окно для отгрузок из-за ледовой обстановки ограничивается августом-октябрем и по этой причине с октября 2024 года завод полностью простаивает, и раньше второй половины июля — начала августа отгрузок с него ждать не приходится».
Сам по себе план Еврокомиссии не содержит ничего нового, он лишь актуализирует и детализирует план отказа от российских энергоносителей RePowerEU, принятый в марте 2022 года, говорит Белогорьев из ИЭФ. «Новое — в более жестких требованиях по исполнению, — указывает он. — И здесь, скорее всего, коса Еврокомиссии найдет на камень несогласия со стороны Венгрии, Словакии, которые точно будут протестовать и, похоже, также Бельгии и Франции. Поэтому вероятность, что план пройдет через Совет Европы я бы пока расценивал как низкую». Собственно поэтому Еврокомиссия параллельно ищет правовые лазейки, избегающие права вето отдельных стран в Совете ЕС, и сам факт таких поисков говорит о решимости Еврокомиссии продавливать свою линию, добавляет Белогорьев.

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях