Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал развернутый комментарий деловой газете «Взгляд» о новых санкционных инициативах ЕС в отношении введения ограничений на экспорт российского трубопроводного газа.
Зачем весь этот театр Евросоюзу? Зачем вводить запрет на поставки газа по трубам, по которым газ из России и так уже не идет?«ЕС ведет речь о том, чтобы запретить России отправлять газ в Европу по газопроводам, по которым поставки уже прекращены. «Северные потоки» (идущие в Германию) разрушены, но теоретически их возможно восстановить. Во-вторых, есть газопровод «Ямал – Европа» (идущий через Польшу), который не используется по политическим мотивам. Однако достаточно отменить российское решение по неиспользованию этой трубы, чтобы газ по ней снова пошел. Европейские политики хотят законсервировать ситуацию, которая сложилась на текущий момент с поставками газа, чтобы у европейцев не было соблазна возобновить поставки газа из России по этим трубопроводам», – говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Речь пока не идет о том, чтобы запретить поставки газа в ЕС по «Турецкому потоку» и через Украину.
Во-первых, у Брюсселя не осталось мест, куда бы можно было бы ударить по России без вреда для европейской экономики. Бить уже просто некуда, но 11-й пакет санкций надо разработать и придать ему веса.
Во-вторых, лучшего момента для юридического умерщвления двух газопроводов из России уже не будет. В-третьих, это выгодно как США, так и европейским политикам.«Европейцам нужно внести что-то оригинальное в 11-й пакет. Им нужен яркий политический жест, и запрет российского трубопроводного газа как раз является таким жестом»,– считает Громов.
На самом деле, энергетический кризис в Европе далеко не закончен. Сейчас затих большой огонь, но остались тлеющие угольки, которые могут вспыхнуть в любой момент.
«Да, никто не ожидает возвращения пиковых цен прошлого года. Этого не произойдет, потому что в Европе произошли структурные изменения в части потребления газа на уровне промышленности, но 400 долларов, которые мы видим сегодня, это минимум. Цены вырастут, это для нас очевидно», – заключает собеседник.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях