Марсель Салихов, президент Института энергетики и финансов, директор Центра экономической экспертизы НИИ ВШЭ и Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов прокомментировали газете «Новые Известия» влияние запрета на экспорт бензина из России на перспективы роста цен на него на внутреннем рынке.
Марсель Салихов отмечает:
Несмотря на то, что от 80% до 90% всего производимого в стране бензина потребляется на внутреннем рынке, у отрасли есть проблемы, связанные, в том числе, и с политикой. Мало того, что весной НПЗ уходят традиционно на плановый ремонт, в этом году возникла критическая ситуация с лукойловским НПЗ в Кстово — удар украинского беспилотника надолго вывел из строя мощности, которые обеспечивали бензином Москву и Подмосковье. 200 тысяч тонн топлива, или 5% всего предложения, потеряны для рынка, насколько — никто не знает, говорит директор Института энергетики и финансов Алексей Громов:— В прошлом году решение о запрете экспорта было запоздалым. Его принимали осенью, а рост цен уже произошел летом. И сейчас правительство, наученное горьким опытом, пытается действовать на опережение.
Если не принять запрета, считает Алексей Громов, то бензин рос бы такими же темпами, как дизельное топливо год назад. Для рынка хорошая новость — отсутствие роста цен на АЗС, а никак не их снижение.— В январе там произошел инцидент. Сроки ремонта назывались полтора месяца, но реальные сроки увеличиваются, как минимум, в два раза. И исходя из того, что правительство понимало, что окончательное восстановление снабжения бензина ожидается не раньше конца весны — начала лета, и было принято это решение, чтобы подстраховаться от возможного роста цен.
Между дизелем и бензином есть большая разница
Дизельное топливо, напротив — экспортный товар, напоминает Алексей Громов:
Конечно, экспортная цена привлекательнее внутренней. Сейчас эту дельту убрали, говорит Марсель Салихов, но она касается только 10% — 15% всего продаваемого объёма бензина:— Поэтому когда мы пытались затормозить не только рост цен, а самое главное — угрозу дефицита, мы остановили экспорт. В условиях отсутствия экспортной альтернативы цены пошли вниз. Сейчас же основной рынок бензина был и остается внутренний, а запрет предполагает множество исключений, привлекательность экспортной альтернативы все равно остается. Запрет на экспорт не носит тотального характера, все равно возможность поставки бензина сохраняется в рамках экспортных возможностей, и поэтому давление на рынок со стороны привлекательных экспортных цен все равно на фоне оживления спроса присутствует. Было бы наивным ожидать, что принятое в таком формате решение обратит вниз рост цен на автозаправках.
Цены на бензин упадут? Нет, они вырастут— Это решение не может повлиять на рынок существенным образом. Разница в маржинальности небольшая, и объемы небольшие. Чтобы цены снизились на 10% — такого эффекта просто не может быть.
Профессор Салихов напоминает, что механизм демпфера, собственно, и был создан для того, чтобы цены стабилизировались и не изменялись ни вверх, ни вниз. Идеально цены на нефтепродукты должны расти теми же темпами, что и инфляция:
— Вся логика механизма демпфера в том, чтобы примерно цены на бензин росли на уровне инфляции. У нас инфляция высокая. Она составляет 7 — 8 процентов годовых и, скорее всего, она не будет расти больше в ближайшие месяцы. Поэтому федеральные власти борются, повышают ставку и так далее. Цены на бензин, исходя из этой логики, должны расти, но расти, не превышая общий уровень инфляции. Если инфляция будет высокая, примерно 8%, то можно считать, что цены на бензин должны вырасти на 8%.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях