Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий изданию «Muksun.fm» (Ханты-Мансийск) о перспективах транзита российского газа через Украину после завершения действующего до декабря 2024 года транзитного контракта.
По его мнению, завершение действия соглашения о транзите не будет означать фактическое прекращение поставок ямальского газа в Европу через Украину, поскольку объективно в этом никто не заинтересован.
«Напомню, что в 2019 году „Газпром“ не хотел подписывать это соглашение, оно было во многом навязано Европой. Это была тогда принципиальная политическая позиция ЕС, который хотел гарантировать сохранение большого объема транзита через Украину. В то же время „Газпром“, наоборот, планировал пустить этот объем через „Турецкий поток“ и „Северный поток-2“. Поэтому, даже если бы Украина намеревалась продлить это соглашение, „Газпром“, скорее всего, не стал бы этого делать», — предполагает эксперт.
Для России украинский транзит — это на сегодняшний день единственный способ снабжать Приднестровье, Словакию и Австрию. Украина тоже заинтересована в хранении российского транзита, поскольку он по-прежнему поддерживает работоспобность их газоизмерительной станции. Если она лишится этих объемов, то затраты на поддержание махины переложат на плечи внутренних потребителей, что приведет к резкому росту тарифов.
Кроме того, Украина по-прежнему использует российский газ для так называемого виртуального реверса, когда по бумагам он покупается якобы у европейских компаний, а фактически отбирается с транзитных объемов на территории Украины.
По мнению экспертов, Россия и Украина могут начать работать по схеме краткосрочного бронирования мощностей. Но открытым остается вопрос, кто эту бронь будет осуществлять и где. Судя по всему, Украина рассчитывает, что некая европейская компания будет покупать газ на границе России и Украины.«Главное все-таки то, что, например, для той же Австрии пока нет полноценной альтернативы российскому газу. По данным на декабрь 2023 года, на российский газ приходилось 98% всех поставок газа в Австрию. Страна работает над тем, чтобы снизить зависимость от российского газа и полностью отказаться от него к 2027 году. Я думаю, что Австрия и Словакия будут настаивать на том, чтобы транзит российского газа пока что сохранялся», — подчеркнул Алексей Белогорьев.
«Вероятно, в „Газпроме“ с этим будут кардинально не согласны, потому что контракты „Газпрома“ подразумевают продажи газа в стране-получателя. И здесь может назреть конфликт и с точки зрения содержания контракта, и явно политический. Как они это будут обходить, непонятно. Стороны пока это не комментируют. Вопрос „Где останется точка купли-продажи“ газа пока висит в воздухе, как и стоимость тарифа за транспортировку», — заключил Белогорьев.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях