ГлавнаяМедиаАктуальные новостиЭкспорт падает, убытки растут — главные проблемы угольной отрасли РФ

Экспорт падает, убытки растут — главные проблемы угольной отрасли РФ

11 ноября 2024

Титов Александр Викторович Руководитель исследований нефтяного рынка

Александр Титов, старший эксперт Энергетического департамента Института энергетики и финансов прокомментировал изданию «Нефть и капитал» снижение российского угольного экспорта.

Как рассказал Александр Титов, больше всего играют роль два фактора. Первый — проезд по сети РЖД. Второй — дисконты на российский уголь по отношению к мировым ценам, а цены держатся на довольно низких отметках за последние четыре года.

«Конечно, такая, как сейчас, стоимость угля на мировом рынке не впервые. Но в 2019-м и ранее все-таки не было таких показателей инфляции, тарифов на перевозку и издержек. Более того, нельзя забывать про дисконт, который российские поставщики вынуждены предоставлять покупателям из других стран. К примеру, если на западном направлении наш уголь будет около $85 за т, то из ЮАР это уже $110.

Из-за санкций Запада наш товар для многих становится „токсичным“, есть сложности с поиском судов, организацией взаиморасчетов, да и транспортное плечо стало больше, ведь как раньше уже не получается отправлять в прежних объемах уголь из Балтийского и Черноморского регионов», — поделился мнением эксперт.

С одной стороны, проблемы с сетью РЖД, по словам Александра Титова, не являются чем-то сверхновым, но с другой стороны, в нынешних масштабах это как раз нестандартная ситуация. К примеру, в ту же Турцию объемы поставок сократились, поскольку уменьшился поток составов с полезным ископаемым на Северо-Кавказской ЖД. Поток на Тамань за первые три квартала 2024-го вообще уменьшился на 60%. Есть проблемы транспортировки по Сибирской железной дороге, а также на западном и южном направлениях.

По его мнению, отмена пошлины на экспорт энергетического угля до конца этого года позволит компаниям в РФ сэкономить лишние $5 с тонны, что уже очень хорошо. Правильным решением было отменить надбавку к НДПИ и пошлину, причем с условием отсечения: если цена будет выше, тогда и будет «нашлепка» к НДПИ. Однако все это в целом, системно проблему не решит, а лишь облегчит трудную ситуацию компаний. Низкие мировые цены, трудности РЖД и дисконт — проблемы, которые в одночасье не исчезнут.

Титов Александр Викторович Руководитель исследований нефтяного рынка
Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!