Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал радиостанции «Бизнес FM» динамику нефтегазовых доходов российского бюджета:
«Можно сказать, что санкции частично работали в первом полугодии, потому что основное падение доходов бюджета, прежде всего от нефти, приходится именно на начало — середину года, и это было связано с большими дисконтами и с тем, что правительство долго не могло определиться, как изымать дополнительную выручку компании, которая ушла в серую зону. То есть большинство поставок нефтеналивных грузов, прежде всего сырой нефти, стали оформляться по заниженным ценам, и фактически эта маржа, которая раньше была видна Минфину и с которой брались налоги, то есть которая была важной частью налогооблагаемой базы, ушла за пределы России, в пространство между ценой в российском порту отгрузки и ценой в порту-получателе. В этой марже достаточно большая доля дополнительных прибылей компаний, в том числе российских, которые частично контролируют и фрахт, и страхование грузов, трейдинговую наценку, поскольку большая часть нефти продается не напрямую добывающими компаниями, а через различные трейдинговые структуры. Полностью эта проблема не решена, хотя Минфин пытается ее разными способами начать контролировать, и это отчасти получается, поэтому во втором полугодии доходы все-таки во многом восстановились, как и цены на нефть, от которых отталкивается Минфин, заметно выше стали, дисконты снизились. Делать из этого падения доходов в 2023 году какие-то более далеко идущие выводы, наверное, не стоит. Если мы посмотрим на более отдаленную перспективу, то можно говорить по меньшей мере о стабилизации на этом уровне, это если исходить из достаточно пессимистичной оценки, стабилизации в 2024-2026 годах. Либо при более оптимистичном сценарии с точки зрения объемов поставок и цены, скорее всего, будет рост нефтегазовых доходов».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях