Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий журналу «Нефть и Капитал» о поставках дизельного топлива из Индии в страны ЕС.
Поставки топлива из Индии в Европу заметно уменьшились, но НПЗ в Старом Свете не собираются пользоваться ситуацией даже при возросшей марже переработки. И дело даже не в эмбарго и санкциях — нефтепереработке в ЕС угрожает климатическая повестка, и началось это еще до антироссийских санкций.
Как рассказал Алексей Белогорьев, речь идет больше не о том, найдут ли европейские НПЗ сырье для своей работы. Это больше вопрос ценовой конкуренции с дизелем из Индии.
Алексей Белогорьев подчеркнул, что у европейских компаний сохраняется большой риск неопределенности относительно инвестиций в нефтепереработку — как для расширения ее мощностей, так даже для восстановления или модернизации уже действующих. Причина — климатическая политика почти всех стран ЕС, которая дестимулирует, и это касается вообще всего энергетического сектора, включая угольную и газовую генерацию — не только переработку.«Безусловно, некоторые сложности с поставками нефти для нефтеперерабатывающих заводов в странах ЕС есть, особенно когда речь идет о сернистых сортах типа Urals. Однако в целом острого дефицита, из-за которого вся отрасль в Европе должна быть обескровлена, нет. Проблема не в сырье, а в мотивации. Причем она существует не только сейчас, когда поставки из Индии снизились, а местные производители не торопятся наращивать объемы выпуска дизеля, чтобы это компенсировать. Проблема существует давно, задолго до начала СВО и появления эмбарго на поставки российских нефтепродуктов, из-за чего европейский рынок теперь связан с Индией.
Европейские НПЗ не выдерживают ценовой конкуренции с индийскими производителями, поэтому и не пытаются отнять их долю на рынке. Точно так же в свое время они не выдерживали конкуренции и по отношению к российским НПЗ. Именно по этой причине РФ традиционно продавала много дизеля в Евросоюз до СВО», — объяснил эксперт.
Политика государств ЕС направлена если не на полное сворачивание деятельности НПЗ, то уж точно на лишение их доступа к инвестициям, несмотря на всю сложность с топливным рынком и с экономикой региона в целом.
«Это не значит, что ЕС останется без дизеля. Рынок Старого Света до сих пор является весьма привлекательным для многих поставщиков. Вопрос лишь в конкуренции и цене. Сузившиеся поставки из Индии могут компенсироваться большим объемом ближневосточных производителей, у которых примерно такие же логистические издержки и весьма низкая себестоимость производства. США в этом плане играют намного меньшую роль.
В целом же я сомневаюсь, что рост зависимости от импорта заставит ЕС нарастить собственное производство ДТ. ESG-повестка мешала сделать это до переформатирования рынка из-за санкций против российских углеводородов, она будет мешать это сделать и сейчас», — заключил эксперт.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях