ГлавнаяМедиаАктуальные новостиДисконт на российскую нефть: нужны ли срочные меры по его снижению

Дисконт на российскую нефть: нужны ли срочные меры по его снижению

17 января 2023

Белогорьев Алексей Михайлович Заместитель главного директора по энергетическому направлению, Директор Центра стратегического анализа и прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса

Алексей Белогорьев, заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий изданию Forbes о возможных ответных действиях России на использование западными странами «потолка цен» на российскую нефть.

На совещании Владимира Путина с членами правительства 11 января Александр Новак отметил, что считает основной проблемой нефтяной отрасли высокий дисконт цены российской нефти по отношению к эталонному сорту Brent. По словам вице-премьера, дисконт обусловлен резко возросшей стоимостью фрахта танкеров в связи с опасениями перевозчиков и контрагентов, что они могут попасть под санкции, поскольку не присоединились к потолку цен, установленному для российской нефти.

Механизм потолка цен на нефть устроен таким образом, что любые прямые контрмеры вроде запрета на осуществление сделок и установления ценового дна заведомо неэффективны, считает Белогорьев. Он напомнил, что предельный уровень цен установлен не для поставщиков и покупателей, как в случае с фьючерсными ценами на газ в ЕС, а для западных компаний, предоставляющих услуги фрахта, страхования и финансирования морских перевозок российской нефти.

«Соответственно, единственным адекватным ответом на этот механизм является создание альтернативной, и при этом вполне глобальной, инфраструктуры морских танкерных перевозок, — говорит эксперт. — Процесс этот идет, начиная с весны 2022 года, но он объективно не быстрый и довольно дорогой. Для создания полноценной инфраструктуры понадобится, вероятно, не менее двух-трех лет, а до этого момента морские перевозки российской нефти (а с 5 февраля и нефтепродуктов) останутся в зависимости от европейского фрахта — перевозчиков из Греции, Кипра, Мальты и некоторых других. В меньшей степени — от фрахта самих стран-импортеров. Проблемы со страхованием тоже остаются, но они не выглядят настолько острыми».

Дисконт может снизиться и без дополнительных мер

«Вероятно, корпоративные юристы смогут в течение двух-трех месяцев разобраться в хитросплетениях санкционных режимов США, Великобритании и ЕС, и часть транспортных компаний возобновит работу с Urals, — надеется Белогорьев. — Это по идее по мере роста предложения должно уже весной привести к снижению ставок фрахта и, что не менее важно, заоблачных наценок, которые берут за перепродажу российской нефти международные трейдеры. В итоге общая величина дисконта Urals к Brent (FOB) может опуститься до $20 за баррель. Ее тоже сложно назвать справедливой или здоровой, но она близка к изначальным ожиданиям».

Эксперт добавляет, что российские поставщики могут ускорить процесс нормализации рынка фрахта за счет снижения спроса на него, используя собственный расширенный флот. Кроме того, нужно проводить переговоры со всеми участниками рынка, особенно с теми, кто озабочен возможными правовыми рисками.
Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!