Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал изданию Forbes причины роста спотовых цен на газ на зарубежных рынках и влияние войны Израиля и США с Ираном на мировой газовый рынок.
Среднемесячные спотовые цены в Европе держались в апреле-мае на уровне $415 за 1000 куб. м, что на 20% выше, чем в тот же период 2024 года, отмечает Алексей Белогорьев. В конце мая — начале июня, говорит он, цены росли, но не сильно: с 1 по 12 июня, в среднем, до $426 за 1000 куб. м (+3%) на фоне снижения поставок норвежского трубопроводного газа из-за планового профилактического ремонта газоперерабатывающего завода Kollsnes и повышенного сезонного спроса на кондиционирование.
Однако после 13 июня газ подорожал и в Европе, и в Азии, отмечает Белогорьев. К 23 июня цены поднялись уже к $500 за 1000 куб. м, в последний раз на этом уровне они были в конце марта.«В ценах заложен напряженный баланс европейского рынка газа в этом году: необходимость повышенной закачки газа в подземные хранилища, потеря украинского транзита при стабилизации текущего спроса, — говорит эксперт. — Но напряженный не значит критический: риски есть, но они пока вполне управляемые. Поэтому сами по себе проблемы с балансом не должны были вести к дальнейшему росту цен до конца III квартала».
«Объяснить этот внезапный рост иначе, чем воздействием ирано-израильской войны, сложно: каких-то иных предпосылок не видно, — рассуждает аналитик. — Мне кажется, что участники газового рынка в данном случае подверглись стайному инстинкту, подхватив нервозность нефтяного рынка».
«В последние несколько лет между Катаром и Ираном подчеркнуто хорошие отношения, — объясняет Белогорьев. — В текущем конфликте Катар занимает выраженно проиранскую позицию, и в частности, заявлял, что не допустит использования американской военно-воздушной базы Аль-Удейд, расположенной на его территории, для ударов по Ирану. Если Иран все-таки решится на какие-то действия в Ормузском проливе, они почти наверняка ограничатся нефтяными танкерами, и то далеко не всеми. На рынке газа сейчас сформировался спекулятивный пузырь, который сдуется сразу, как закончится острая фаза конфликта. С другой стороны, если кризис обострится и нефтяные котировки дальше будут ползти вверх, то газовые индексы, вероятно, последуют за ними».

Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях