Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий интернет-порталу «Нефть и капитал» о перспективах внутреннего рынка нефтепродуктов после отмены запрета на экспорт бензина с территории РФ.
По его мнению, основная проблема для увеличения мощностей для предприятий нефтехимии, впрочем, как и нефтепереработки, — это санкции со стороны Запада. С НПЗ все немного проще: основная часть планов по их модернизации в стране, начавшейся с 2011 года, уже практически закончена. Хотя в отдельных случаях, конечно, возникают проблемы с нехваткой оборудования от западных поставщиков. После налетов БПЛА в начале года на ряд объектов нефтепереработки, часть мощностей простаивала именно из-за невозможности быстро заменить западное оборудование.«Мне кажется, это скорее выполнение неких договоренностей правительства с нефтяными компаниями, которые просили ослабить ограничение, чтобы реализовать все свои контракты с контрагентами из-за временного запрета на поставки бензина, выполнить экспортные обязательства. Более того, есть и проблема затоваривания нефтебаз, а также необходимость разгрузить транспортные пути.
Это больше локальная история, а не стратегия. Тут все зависит не от долгосрочных планов правительства, а от внешних рисков. В первую очередь, от возможных атак дронов на объекты нефтеперерабатывающей отрасли.
В отличие от ДТ, Россия производит бензина с небольшим запасом относительно внутреннего потребления. Любые колебания могут отразиться на топливном рынке, причем на федеральном уровне. Правительство перестраховывается и будет дальше смотреть, вдруг возникнет новый форс-мажор, тогда придется регулировать рынок в ручном режиме. Нынешние решения — это не экономические задачи, а, скорее, необходимые меры предосторожности для преодоления потенциальных рисков»,— рассказал Алексей Громов.
«Модернизация НПЗ и создание нефтехимических производств — это сложный высокотехнологический процесс. Первые нефтехимические предприятия мы делали на базе зарубежных технологий. Теперь проблема в том, что не получается быстро решить сложности с нехваткой оборудования. Нефтеперерабатывающее предприятие — это система технологических процессов, которые сильно взаимосвязаны. Нельзя одну деталь просто так вынуть „из пазла“, если вся система выстроена на линейке от западного производителя.
В определенном смысле проще с нуля новый завод построить, чем встроить в технологическую линию компонент, который вообще из другой линейки. Развитие нефтехимии замедлилось в силу объективных причин. Для того, чтобы развивать отрасль, нужно понимать технологическую базу для этих проектов. Скорее всего, будут найдены другие поставщики оборудования, которые смогли бы заместить наши ожидания от западных компаний»,— заключил эксперт.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях