Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал журналу «Эксперт» причины роста цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке.
При этом на рынке бензина, в отличие от дизеля, которого мы производим с избытком, у нас относительная небольшая подушка безопасности, то есть объем, который можно перераспределять либо на экспорт, либо на внутренний рынок, объясняет Белогорьев. Так, в 2022 году на экспорт было отгружено чуть больше 11% произведенного бензина (4,8 млн тонн). Для сравнения: экспорт дизельного топлива составляет 41% от объема выпуска (35 млн тонн). Поэтому рынок бензина чрезвычайно чувствителен к росту как внутреннего, так и внешнего спроса. В январе‒июле 2023 года производство бензина, по предварительным данным, выросло на 3,6%, но весь прирост ушел на экспорт, а отгрузки на внутренний рынок, напротив, сократились на 3,7%, несмотря на очевидный рост спроса. Это и обусловило наблюдаемый резкий рост оптовых цен, как биржевых, так и внебиржевых, резюмирует эксперт.«Сейчас экспорт выгоднее поставок на внутренний рынок примерно на 40 процентов, — говорит Алексей Белогорьев, — В результате экспорт бензина в первом полугодии 2023 года вырос на 58 процентов, или на 1,4 миллиона тонн».
Есть еще вариант не делать ничего: ситуация уляжется сама собой. Учитывая недооцененность бензина в реальном выражении, можно было спокойно дать ценам на топливо еще подрасти, при этом строго следить, чтобы ВИНК не устраивали искусственного дефицита на АЗС в регионах присутствия. Да, ручное управление — но в нефтянке без него никуда. Тем более, напоминает Белогорьев, пики ремонтов НПЗ в этом году пришлись на май‒июнь и август‒сентябрь, плюс зима — традиционно низкий сезон для внутреннего спроса, так что вскоре острота проблемы с дефицитом топлива должна заметно снизиться.«Экспорт необходим нефтепереработчикам для поддержания объемов переработки: нельзя просто взять и прекратить экспорт моторных топлив, не сократив по цепочке первичную переработку нефти и выпуск тех же бензина и дизельного топлива, — объясняет Алексей Белогорьев. — Без экспорта как балансирующего фактора большинство российских НПЗ не смогут нормально работать. Поэтому обсуждаемые ограничения на экспорт могут быть лишь временными мерами».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях